Конечно, любой бизнесмен расскажет вам множество историй про то, как он или его знакомые погубили свой бизнес, и практически никто не сможет объяснить, как заставить свой «безупречный проект» принести прибыли больше, чем депозит в банке! Ведь, как писал Лев Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Немало историй, где успех оказывается невозможен без определенной доли везения. И, напротив, есть распространенное мнение, что создать успешный бизнес – это надо скучно и ежедневно выполнять рутинную работу, стараться обходиться малыми кредитными рисками и не делать глупостей. И поэтому часто успеха в малом бизнесе добиваются бывшие «троечники». Они боятся придумать что-то свое, зато легко копируют прибыльную модель «купил-продал» и даже масштабируют бизнес, развивая его на соседние города и регионы, потому как схватывают, что самое главное – это месторасположение, льготные кредиты и стабильный денежный поток. Вообще среди бизнесменов вдвое меньше «отличников», рискующих своими амбициями и деньгами, думающих, что именно они сейчас изобретут супер-колесо, которое будет круглее обычного колеса. Полно таких вечно работающих идей, где не надо ничего изобретать – надо просто сделать всё правильно, по книжке!
Другая проблема, когда учредитель бизнеса – специалист в каком-то одном направлении, пусть финансы или маркетинг, пусть он отличный технарь-производственник или достиг совершенства в заключении сделок с самыми проблемными клиентами. Если ты, как организатор, не сумеешь набрать к себе специалистов, не соберешь из них хорошо функционирующую команду, то однажды везение закончится.
В соседнем доме несколько лет работал и обанкротился косметический салон, хозяйка которого была уверена, что лучше ее самой никто не выполнит процедуры, что если максимально заполнить расписание, жертвуя даже личными вечерами, то однажды всё само раскрутится и принесет баснословную прибыль! Упор на качество услуг и сарафанное радио – самая распространенная ошибка руководителей малого бизнеса.
Тогда как самые простые маркетинговые инструменты могли бы значительно улучшить ситуацию с увядающим бизнесом. Для таких салонов хорошо работает прямая реклама в соседних домах, магазинах. Кроме того, очень важен раскрученный сайт, четко настроенный на продажи для клиентов своего города, района.
Обычно давно существующие бизнесы с трудом соглашаются на изменения, решив, что ранее завоеванные позиции они никак не отдадут. Но с каждым годом конкуренция растет, судьба приводит на рынок несколько молодых и амбициозных фирм, которые внедряют какие-то новые формы и методы работы с клиентами.
И вдруг оказывается, что быть просто трудолюбивым и честным уже недостаточно, нужна «новая кровь», свежие силы и светлая голова. Теперь, чтобы выжить, надо распределять усилия и ответственность со своими сотрудниками, искать новые возможности, создавать новый поток клиентов, масштабировать бизнес. А просто ранее наработанного авторитета уже не хватает даже для того, чтобы удержаться на плаву, ведь постоянные расходы съедают всю ранее заработанную прибыль. Узнали себя? Тогда вам нужен хороший антикризисный управляющий, имеющий большой опыт и нетрадиционный взгляд на многие вещи.