Физкультура для малышей

Ни для кого не секрет, что занятия физкультурной нужно начинать с пеленок. Гимнастика и плавание развивают и укрепляют все системы малыша, его сердечко, помогают в формировании опорно-двигательного аппарата, который с каждым днем не только испытывает все большую нагрузку, но и постоянно растет. Несомненно, физкультура для малышей — это превосходная профилактика плоскостопия, сколиоза и прочих детских бед.

Основной принцип проведения занятий для малышей — это игровая форма, под веселую музыку, с потешками, считалочками или детскими стишками. При этом нужно делать с малышом только то, что ему нравится самому, ни в коем случае нельзя его заставлять.

Если перед началом занятия малыш капризничает, нужно установить причину: он устал, хочет кушать, пить или просто замерз. Если после удовлетворения потребностей капризы не прекратились, то тренировку лучше отложить, иначе у ребенка пропадет интерес к спорту на долгие годы.

Настоящей находкой станет для мамы посещение детского бассейна. Основное условие – плескаться надо вместе с малышом. Ни один вид спорта так не помогает в оздоровлении как плавание. Не обязательно учиться плавать или нырять. Надо просто научить малыша не бояться воды. Если он сопротивляется занятиям, то лучше отложить знакомство с водной средой до более старшего возраста. Чтобы удобно было ходить на плаванье с ребенком вам необходимо приобрести детские сланцы для бассейна (если малыш уже ходит самостоятельно) и специальный купальник для обучения плаванью. Обратите внимание на температуру воды в бассейне, для малышей она должна быть теплее, чем для взрослых.

Физкультура для малышей может проводиться и дома. Если кроха только осваивает прямохождение, не стоит торопить его. Пускай чаще опускается на четвереньки, разгружая позвоночник, ведь ему так нелегко переходить в вертикальное положение.

Отличной тренировкой будет преодоление полосы препятствий. Перед ползущим ребенком выкладывают яркие предметы, грубые шерстяные коврики, деревянные лесенки, массажную дорожку, специальные камешки – все то, что стимулирует нервные окончания юного спортсмена.

Если малыш прилег отдохнуть на животик, можно положить неподалеку интересующий его предмет: пульт от телевизора, телефон, новую игрушку – все то, что заставит малыша потянуться вперед. Под стопы малыша мама может поставить свои ладони, чтобы ему было от чего отталкиваться.

Очень полезны упражнения на фитболе – большом мяче. Купить его можно в любом магазине спортивных товаром. Занятия на фитболе развивают у малыша чувство равновесия, которое просто необходимо при ходьбе, кроме того, они отлично укрепляют мышцы спины.

Варианты детских стишков для массажа, гимнастики

Били лён, били,
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,
(растираем ладонями)
Колотили, колотили,
(похлопываем)
Мяли, мяли,
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.
(поглаживаем ладонями)
***

(Постукиваем кулачками ребенка друг о друга)
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.
***

Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
(Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки.)
***

На лугу, на лугу
(гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу.
(кладём ладонь на животик)
Прилетели две тетери,
(пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали,
(двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели
(поглаживаем).
***

Ножки длинные, ножки стройные.
Помнем, потрем, потом встряхнем,
К животику придем.
***

Потянись дружок,
Повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.
***

Сидит белка на тележке,
(круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому —
(проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому,
Лисичке-сестричке,
Воробью — синичке,
Кому в роток,
(гладим большим пальцем подушечки стопы)
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
***

Тушки-татушки,
(водим ручками вверх-вниз)
Испекли ватрушки
На окно поставили
(руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили
(машем ручками)
А пшеничный пирожок —
Он на опарышке взмешён
(нежно щиплем-мнем от животика до плеч)
Так высо-о-оконько-высок!
(ручки поднимаются к макушке)
***

(Делаем ребенку «велосипед» и читаем потешку).
Куда бежите, ножки?
— Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
***

Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!
***

Скок-поскок,
Раз — подскок!
Два — подскок!
Высоко
Потолок!
Я скачу!
Я — лечу!
Стать
Вы-со-ким
Хочу!
***

Массаж и гимнастика здорового ребенка 1-6 месяцев

По книге Красикова И.С. Детский массаж. Массаж и гимнастика от рождения до трех лет.

Под влиянием массажа периферическая капиллярная сеть расширяется, что проявляется порозовением кожи (эффект, которого следует добиваться при массаже). Приток крови к массируемому участку обеспечивает благоприятные условия для питания и оздоровления кожи: она становится розовой, блестящей, эластичной.

Действие различных приемов массажа на мышцы различно: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц; поколачивание и пощипывание — сокращение.

При вялости брюшного пресса и кишечной мускулатуры, которой сопутствует метеоризм (часто встречающийся в грудном возрасте), массаж живота механически содействует освобождению кишечника от газов и приобретает в этих случаях особое значение.

При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа первые месяцы сухая, тонкая, легкоранимая. Поэтому вначале приемы массажа должны быть щадящими (поглаживание), потом постепенно можно вводить и другие: растирание, легкие ударные приемы (поколачивание 1-2 пальцами), разминание. Медленно нарастает интенсивность и длительность процедуры.

Во время массажа тело ребенка должно находиться в горизонтальном положении (лежа), а при массаже конечностей — их следует удерживать в состоянии легкого полусгибания.

При массаже ног следует избегать толчков в коленные суставы, обходя коленную чашечку снаружи, и не затрагивать переднюю поверхность голени.

При массаже живота необходимо щадить область печени (правое подреберье) и не задевать половых органов, при похлопывании спины надо обходить область почек (поясницу).

Чем раньше начинается гимнастика (лучше в грудном возрасте – в период формирования двигательных навыков), тем легче воспитать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты.

Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые наиболее употребительны в жизни. Так, в первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих поворотов ведет к деформации позвоночника.

После 6 месяцев жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т. е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии.

После года надо научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Ходьба, если она правильная, может быть отличным средством физической культуры на протяжении всей жизни человека.

Противопоказания к массажу и гимнастике

— при всех острых лихорадочных заболеваниях;

— при тяжелых формах гипотрофии (атрофия);

— при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и т. д.);

— при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей;

— при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии;

— при гнойных и других острых артритах, туберкулезе костей и суставов;

— при врожденных пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации;

— при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии;

— при острых нефритах;

— при острых гепатитах;

— при активных формах туберкулеза;

— при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах, со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению.

Комплекс упражнений для малыша 1-3месяцев

1. Массаж рук: поглаживание, 6-8 движений по каждой руке.

2. Приподнимание из положения на спине.

Ребенок лежит на спине, дайте ему схватить большие пальцы своих рук, после чего приподнимите верхнюю часть его туловища на несколько сантиметров. Как только заметите, что хватка вашего ребенка ослабла или что выражение радости на его лице сменилась озабоченностью, успевайте опустить его.

3. Массаж ног: поглаживание, 6-8 движений по каждой ноге.

4. Выкладывание на живот — рефлекторное упражнение, 15-20 секунд.

Положите ребенка на живот, голова его приподнята, руки опираются на предплечья, бедра разведены в стороны.

5. Массаж спины: поглаживание, 4-5 движений.

6. Разгибание позвоночника — рефлекторное упражнение, 2-3 раза на каждом боку.

Ребенок лежит на правом боку. Одной рукой придерживайте ноги ребенка. Большим и указательным пальцами (или указательным и средним) другой руки легко проведите вдоль позвоночника снизу-вверх, от крестца к шее. В ответ на это воздействие ребенок прогибает спину. Повторите это движение на левом боку, меняя соответственно руки.

7. Массаж живота:

— круговое поглаживание, 5-6 раз;

Ладонью правой руки круговыми движениями, но ходу часовой стрелки поглаживайте живот ребенка, не надавливая на область печени (правое подреберье).

— встречное поглаживание, 5-6 раз;

Положите ваши руки на живот ребенка следующим образом: ладонь правой руки— сверху левой половины живота, тыльная сторона пальцев левой руки— внизу правой половины живота ребенка. Одновременно поглаживайте ладонью вниз, а тыльной стороной пальцев— вверх.

— поглаживание косых мышц живота, 5-6 раз;

Подведите ладони обеих рук под поясницу ребенка. Затем обхватывающими движениями руки направляются навстречу друг другу, сверху вниз и кпереди, пальцы соединяются над пупком.

— круговое поглаживание, 5-6 раз;

8. Упражнение для укрепления мышц живота, 2-3 раза.

Ребенок лежит на спине. Подведите ладони обеих рук под спину ребенка, поддерживая его голову. Дайте малышу опереться стонами о ваш живот. Медленно поднимите руки почти до вертикального положения, затем, гак же медленно, опустите (рис. 12). Следите, чтобы ребенок не терял опору.

9. Массаж стоп: поглаживание, 5-6 раз.

10. Сгибание и разгибание стоп — рефлекторные упражнения, 3-4 раза.

Удерживайте ногу ребенка в области голени. Кончиком большого пальца быстро нажмите на подошву ребенка у основания пальцев. В ответ на это раздражение ребенок сгибает стопу. Затем этим же пальцем проведите с нажимом по наружному краю стопы от мизинца к пятке. Ребенок рефлекторно разгибает пальцы.

11. «Ползание» — рефлекторное упражнение, 2-3 раза.

Ребенок лежит на животе, согнув ноги. Разведите его колени в стороны, стопы соедините. Осторожно, не прикасаясь к подошвам, подведите четыре пальца обеих рук под тыльную поверхность стоп ребенка. Вслед за этим большими пальцами прикоснитесь одновременно к обеим его подошвам. В ответ на это ребенок энергично отталкивается, разгибая ноги, и продвигается вперед. Важно, чтобы ваши руки были плотно прижаты к столу, создавая опору. В противном случае ребенок оттолкнет руки, а сам останется на месте.

12. Массаж груди: круговое поглаживание, вибрация 5-6 раз.

Ребенок лежит на спине. Начните с поглаживания, которое выполняется обеими руками (ладонными или тыльными поверхностями пальцев). Одновременным движением руки направляются от середины грудины вверх и в стороны к подмышечным впадинам. Поглаживание боковых поверхностей грудной клетки проводится в направлении от грудины вниз и в стороны к подмышкам. Затем, обхватив грудь ребенка, быстрыми движениями, очень нежно надавливайте на грудную клетку. Этот прием вибрационного массажа рефлекторно вызывает более глубокий вдох.

13. «Ходьба» — рефлекторное упражнение, 2-3 раза.

Поддерживайте ребенка под мышками в вертикальном положении лицом или спиной к себе. Дайте малышу прикоснуться к твердой поверхности стола. Это раздражение вызывает рефлекторные шаги. Ведите ребенка, слегка наклоняя его вперед. При выполнении этого упражнения важно соблюдать три условия: держите ребенка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, чтобы ребенок полностью ставил свои стопы па опору (не позволяйте ему «ходить» на цыпочках).

14. Встряхивание рук.

15. Покачивание в позе «эмбриона», по 2-3 раза в каждую сторону.

Ребенок лежит на спине. Сгруппируйте ребенка, т. е. сложите ручки на груди, подтяните согнутые ноги к животу (разведя колени и соединив стопы), наклоните голову к груди. Придерживайте руки и ноги одной рукой, а другой — поддерживайте голову под затылком. В такой позе, напоминающей положение эмбриона, покачивайте ребенка в различных направлениях: вперед-назад, вправо-влево, по кругу.

16. Покачивание на мяче.

Возьмите надувной пляжный мяч большого размера (можно использовать фитбол). Положите ребенка животом на мяч, разведя его колени широко в стороны. Придерживайте малыша в области спины. Покачивайте мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны и по кругу.

Комплекс упражнений для малыша 3-4 месяцев

1. Массаж рук:

— поглаживание, 5-6 движений по каждой руке;

— кольцевое растирание, 2-3 раза;

— поглаживание, 2-3 движения.

2. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.

Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными — слегка придерживайте его кисти. Разведите руки малыша в стороны, можно это делать с легким встряхиванием, затем ведите их навстречу друг другу до перекреста на груди и обратно. При перекрещивании сверху должна ложиться то правая, то левая рука попеременно. Темп движений медленный, избегайте резких толчков.

3. Массаж ног:

— поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге;

— кольцевое растирание, 5-6 раз;

— поглаживание, 2-3 движения по каждой ноге.

4. Скользящие шаги (с вибрацией), 5-6 раз каждой ногой.

Ребенок лежит на спине. Обхватите голени ребенка так, чтобы большие пальцы были расположены на передней поверхности голени, а остальные — на задней. Затем, с легким встряхиванием, выпрямите ногу ребенка и, скользя стопой по поверхности стола, согните ее. Повторите движение другой ногой.

5. Поворот на живот, 2-3 раза в каждую сторону.

Ребенок лежит на спине. Вложите указательный палец левой руки в левую ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Правой рукой удерживайте обе ноги в области голеней «вилочкой» и, слегка выпрямив их, поверните таз ребенка влево. Непосредственно вслед за этим малыш самостоятельно поворачивает голову и верхнюю часть туловища в ту же сторону. Задержите малыша в положении на боку, пусть он потренирует мышцы шеи, удерживая голову. Затем выведите левую ручку ребенка чуть вперед — и малыш уже лежит на животе. Поправьте руки у него под грудью, расправив кисти.

6. Массаж спины:

— поглаживание, 2-3 раза;

— растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность спины;

— поглаживание, 2-3 раза.

7. Прогибание позвоночника в положении лежа на боку (рефлекторное упражнение), 2-3 раза на каждом боку. Проведите энергично вдоль позвоночника ребенка подушечками выпрямленных пальцев, малыш рефлекторно прогнется.

8. Положение «пловца», 1 раз.

Указательным и большим пальцами правой руки обхватите снизу правую ногу ребенка в нижней части голени, остальными пальцами прихватите на том же уровне левую ногу. Затем, приподнимая ноги ребенка, подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите малыша над столом. При этом ребенок лежит горизонтально на ладони, как на площадке. Голова и верхняя часть туловища его приподняты, позвоночник разогнут, работают все мышцы задней поверхности тела. Упражнение делается 1 раз и длится несколько секунд.

9. Массаж живота:

— поглаживание круговое, 2-3 раза;

— поглаживание встречное, 2-3 раза;

— поглаживание по косым мышцам живота, 2-3 раза;

— растирание подушечками пальцев, 2-3 раза всю поверхность живота;

— поглаживание (все приемы по 2-3 раза).

10. Приподнимание головы и туловища из положения на спине 2-4 раза.

Ребенок лежит на спине. Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребенка. Ласковыми словами и легким потягиванием за ручки побуждайте ребенка приподнять голову и верхнюю часть туловища, не доводя до сидячего положения. Затем медленно и осторожно положите малыша, лучше на бок, чтобы не ударить затылок.

11. Массаж стоп:

— поглаживание, 2-3 раза каждую стопу;

— растирание, 5-6 раз каждую стопу;

— поколачивание, 8-10 ударов по каждой стопе;

— поглаживание, 2-3 раза.

12. Сгибание и разгибание стоп, 5-6 раз каждое движение.

Выполнение упражнения описано в предыдущем комплексе.

13. «Ходьба» — рефлекторное упражнение.

Выполнение упражнения описано в предыдущем комплексе.

14. Массаж груди:

— поглаживание, 2-3 раза;

— вибрационный массаж, 3-4 раза;

— поглаживание, 2-3 раза.

Выполнение упражнения описано в предыдущем комплексе.

15. «Бокс» — упражнение для рук, 5-6 раз.

Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладони ребенка, остальными — слегка придерживайте его кисти. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, то есть при сгибании одной руки другую разогните, и наоборот. При разгибании следует двигать ручку вперед и к центру, слегка приподнимая плечо. Таким образом, имитируя движения боксера, слегка поворачивайте ребенка с боку на бок.

16. Упражнение на мяче.

Положите ребенка животом на мяч, широко разведя его ноги в стороны. Покачивайте малыша, при движении вперед-назад следите, чтобы он опирался стопами или раскрытыми ладонями о поверхность стола, и побуждайте его самостоятельно отталкиваться. Для лучшего раскрытия кистей похлопайте ладошками ребенка о мяч. Затем положите ребенка на мяч спиной и, поддерживая его в области груди, покачивайте его в разных направлениях.

Комплекс упражнений для малыша 4-6 месяцев

1. Массаж рук:

— поглаживание, 3-4 раза по каждой руке;

— кольцевое растирание, 3—4 раз по каждой руке;

— поглаживание, 2-3 раза по каждой руке.

2. Скрещивание рук на груди, 6-8 раз.

Выполнение упражнения описано в предыдущем комплексе.

3. Массаж ног:

— поглаживание, 2-3 раза по каждой ноге;

— кольцевое растирание, 3-4 раза по всей длине ноги;

— поглаживание, 2-3 раза.

4. Скользящие шаги, 5-6 раз каждой ногой.

Выполнение упражнения описано в предыдущем комплексе.

5. Одновременное сгибание и разгибание ног, 5-6 раз.

Ребенок лежит на спине. Обхватите ноги ребенка в верхней части голеней так, чтобы большие пальцы лежали вдоль внутренней поверхности, а остальные пальцы свободно легли на задне-наружную поверхность голеней. Согните одновременно обе ноги с легким нажимом на живот, разведя колени. Затем медленно разогните их.

6. Поворот со спины на живот, 2-3 раза в каждую сторону.

Выполнение упражнения описано в предыдущем комплексе.

7. Массаж спины и ягодиц:

— поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;

— растирание: подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев или пиление, 3-4 раза по всей поверхности; поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности; разминание: по длинным мышцам спины по 5-6 движений, и разминание одной рукой ягодичных мышц, по 5-6 движений; поглаживание, 2-3 раза всей спины и ягодиц; стимулирующие приемы: поколачивание или пощипывание ягодичных мышц.

8. «Парение» в положении на животе, 1 раз несколько секунд.

Подведите обе ладони под живот ребенка до соприкосновения мизинцами, большие пальцы ложатся по бокам на уровне нижних ребер. Затем приподнимите малыша над столом в горизонтальном положении, поддерживая его под животом. При этом ребенок упирается ногами в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены.

9. Массаж живота:

— поглаживание круговое, встречное, по косым мышцам живота — каждое движение 2-3 раза;

— растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза по всей поверхности, и пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;

— поглаживание — все приемы по 2-3 раза.

Выполнение упражнения описано в предыдущем комплексе.

10. Присаживание с прогибанием позвоночника, 1 раз.

Ребенок лежит на спине. Дайте малышу обхватить большие пальцы ваших рук, остальными — слегка придерживайте его кисти. Затем выпрямите руки ребенка, разведя их в стороны. Легким потягиванием за руки и словами «сядь, садимся» побуждайте ребенка приподнять голову и верхнюю часть тела; доведите до сидячего положения. Перехватите обе руки малыша одной рукой, соединив их вверху и спереди. В этом положении проведите указательным и средним (большим и указательным) пальцами освободившейся руки вдоль позвоночника снизу-вверх. Ребенок разгибает спину. Упражнение выполняется один-два раза, после чего опустите ребенка на стол, придерживая голову правой рукой.

11. Массаж стоп и рефлекторные упражнения:

— поглаживание, 2-3 раза каждую стопу;

— растирание, 5-6 раз;

— поколачивание;

— поглаживание, 2-3 раза;

— сгибание и разгибание стоп, по 5-6 раз каждое движение.

Выполнение упражнения описано в предыдущем комплексе.

12. Подтанцовывание.

Поддерживайте ребенка под мышками в вертикальном положении лицом (или спиной) к себе. Это упражнение является более поздним вариантом рефлекторной «ходьбы». Шаговый рефлекс обычно угасает к 4-месячному возрасту, но тем не менее при опоре стопами о твердую поверхность малыш «подтанцовывает» на месте. Следите за тем, чтобы ребенок не становился на цыпочки, воспитывайте правильную опорную реакцию.

13. Массаж груди:

— поглаживание, 2-3 раза;

— вибрационный массаж, 3-4 раза;

— поглаживание, 2-3 раза.

Выполнение упражнения описано в предыдущем комплексе.

14. «Парение» на спине, 1 раз несколько секунд.

15. «Бокс», 5-6 раз.

Выполнение упражнения описано в предыдущем комплексе.

16. Ползание.

Обхватив ноги ребенка в нижней части голени, сгибайте и разгибайте их наподобие плавательных движений лягушки. После нескольких таких пассивных движений придержите ноги малыша в положении сгибания с разведенными бедрами и дайте ему возможность самостоятельно оттолкнуться. В результате ребенок передвигается вперед. Затем снова согните ноги, стимулируя этим, а также показом игрушки новое отталкивание и самостоятельное ползание.

Поделиться с друзьями:

Подписаться на обновления: