Игры детей

Дети играют всегда, везде и во все. Не играть ребенок не может. Даже если у него не будет ни одной игрушки.

Почему ребенок играет? Какие игры и игрушки ему нужны?

Сейчас очень много развивающих, «умных» игрушек, игрушек для «маленьких гениев». Игрушек, которые настолько нагружены взрослым смыслом, что их и язык не поворачивается назвать игрушками. Игрушек, в которые нельзя просто поиграть. С ними можно только учиться – читать, считать, говорить на иностранных языках. Дети сейчас не «играют», а «развиваются».

Нужна ли детям развивающая игра? Конечно, да, ответит любой родитель. Ведь ребенок должен быть умным и успешным.

А просто игра нужна? Варить кашу из песка, кормить куклу, играть в войну, строить шалаш нужно или это пустая трата времени?

Если ребенок просто играет, он ничего не делает. Если уж он не может не играть, пусть это будут полезные, интеллектуальные игры. Это расхожее мнение прочно укоренилось в умах. А ведь оно противоречит Природе.

Этологи видят в играх тренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения. Молодые животные очень много играют – между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Игры не только приятное провождение времени, они необходимы для полноценного физического и психического развития. Лишенные игр детеныши вырастают агрессивными, трусливыми. Их реакции на ситуации, особенно при контактах с другими особями, часто ошибочны. Если, скажем, львята не будут играть, они не смогут охотиться, когда вырастут.

Во что играют дети, во что играли в детстве мы сами, что нам нравилось, к чему нас тянуло? Игры в догонялки, прятки, пап и мам, кормление кукол, уход за ними, борьбу, коллективную борьбу (войну) – все знакомые темы, общие с животными. Поэтому дети так легко находят общий язык и играют со щенками, котятами, козлятами. Увлечение строительством примитивных настилов, шалашей, тяга к пещерам, дуплам («игры в домушку») – это уже чисто человеческая врожденная программа. При этом подготовленные взрослыми сооружения нравятся детям намного меньше, чем те неподходящие с точки зрения взрослого предметы, которые дети находят в природе или своем окружении сами.

Игры детей не должны быть только «умными» и «полезными». Если мы хотим, чтобы дети выросли гармонично развитыми: не только думающими, но и чувствующими, не только знающими, но и умеющими, им нужно хотя бы иногда предоставлять свободу играть в бессмысленные с нашей современной и городской точки зрения игры. В то, что им самим хочется и так, как они сами это могут. «Простая игра» развивает все то, что в погоне за интеллектуальностью нам кажется неважным: чувства, координацию движений, фантазию, естественную моторику, сенсорный опыт. Игра — это этап развития, который ребенок должен прожить, чтобы стать человеком.

Поделиться с друзьями:

Подписаться на обновления: