Как ни крути, а есть все-таки определенный “джентльменский набор” продуктов, без которых россиянин не видит новогоднего стола. Точнее, не представляет праздника в их отсутствии.
Традиции не убьешь
С первого взгляда кажется, что ничего оригинального – практически каждый россиянин считает шампанское самым “новогодним” компонентом новогоднего праздника. Каждый второй – “оливье”. Как вариант – селедка под “шубой” или салат из крабовых палочек.
Некоторые предпочитают вместо банальных “крабовых палочек” (которые, как известно, к морским членистоногим относятся очень косвенно) использовать креветки. Но тогда период полураспада этого салата составляет минут 20, а весь он съедается за час. До утра точно “не доживает”.
Пока поклонники рыбных продуктов прикидывают, какой рецепт лучше задействовать на Новый год, любители жареной курочки уже закупают тушки. Даже те, кто любит говядину, на этот раз отказывается от нее, считая настоящим свинством встречать хозяина следующего года с мясом в тарелке.
Нашлось в новогодней “корзине” место и явным деликатесам. Икра – вне конкуренции. А именно, красная (поскольку черную запретили) и селедочная, как приятное воспоминание о дефицитном трофее периода 60-70-х годов.
В качестве альтернативы – красная рыба или мясная нарезка (как “бюджетный вариант” закуски).
В отношении десертов предпочтения разделяются. Кто-то вспоминает бессмертный торт “Наполеон”, кто-то говорит о масляных тортиках (“как тогда, в советское время”) и пирожных. Впрочем, по этому поводу наши сограждане привередничать не стали. Среди сортов конфет – “Ласточка”, “Кара-кум”, “Мишка косолапый” и т. п.
Однако, если от кондитерских изделий кто-то может отказаться по причине диеты или медицинских противопоказаний, то мандарины остаются вне конкуренции. Снимать ароматную кожуру и поедать нежные дольки под аккомпанемент “Иронии судьбы” практически никто не отказывается.
Что касается чая и кофе, то напитки такого рода (а также, кисломолочные продукты) лучше всего идут не ночью, а на следующее утро. Вместе с пельменями — и совсем не обязательно домашними. Это традиционно подтверждается статистикой постновогодних продаж.
На этом можно заработать…
Взяв вышеизложенный список на вооружение, попробуем понять, насколько с учетом инфляции, возможно исполнить все эти новогодние желания. Пусть не все, а хотя бы половину.
Факты, как известно — вещь упрямая. И по данным Росстата, в ноябре среди рыбных продуктов больше всего подорожала икра лососевых (5,4%). Для сравнения: разделанная замороженная рыба стала дороже в среднем на 2,7%. А куры, хоть и не птицы, как гласит поговорка, но тоже стремятся вверх по продажной цене (то есть, на 3% дороже, чем месяцем раньше).
Плодоовощные товары разделились. Если виноград и бананы подорожали, то лук, чеснок, морковь и апельсины немного потеряли в цене (на 1-2%).
При этом не сдают позиций такие вещи, как молоко, жирный творог, мед, шоколад, шоколадные конфеты и карамель (они подорожали на 1,9-3%).
Представители пищевой промышленности даже жалуются на то, что оказываются в проигрыше, поскольку цены на сырье растут быстрее, чем те цены, по которым сети принимают товар на реализацию. Если цены на мировом рынке растут, то и отечественные производители того же сырья не остаются в долгу, выравнивая ценовой уровень. Больно бьет по карману поставщиков и отсрочка по платежам (40-90 дней), которая по свидетельству многих участников рынка, стала обычной практикой крупных торговых сетей. Кроме того, контракты со многими из них подразумевают, что цены можно повышать всего лишь два раза в год. Да и то, с обязательным предупреждением. Компаниям намного легче в этом смысле иметь дело с единичными магазинами – там тоже действуют контракты, но система взаимодействия более гибкая. Тем не менее, руководители некоторых сетей с этим не согласны. Крайним же в этой рыночной цепочке снова оказывается Покупатель, в растерянности стоящий перед прилавком с новыми ценниками.