Начало учебного года на носу, и вашему ребенку предстоит сменить школу или класс. Это, конечно, всегда тревожно, но с другой стороны – прекрасная возможность самореализации! Ведь для новенького мир предстает в виде шведского стола – можно выбирать новых друзей, секции, любимый предмет и свое собственное поведение и роль в новом коллективе.
Очень важно настраивать ребенка на лучшее, при этом непременно обращая внимание на некоторые трудности, которые могут встретиться на этом пути.
Как проходит адаптация в новом коллективе
Оказаться новеньким в устоявшемся коллективе (будь то школьный класс, институтская группа или коллектив на работе) – это в любом случае стресс, проверка личностных качеств, настоящий экзамен на готовность идти на компромисс, умение отстаивать себя.
Новенький боится (тревожится) идти в новый класс, потому что понятия не имеет, что в нем за люди, по каким правилам они живут и что от него потребуется. Но если посмотреть на ситуацию глазами коллектива (школьного класса), то каждый ученик точно также побаивается новенького, в голове возникают похожие вопросы: кто он, чего от него ждать, что теперь будет?
Отторжение «чужака» – это нормальная реакция. Ведь у обеих сторон цель побыстрее узнать, прощупать друг друга, чтобы избавиться от неопределенности и тревоги.
Именно поэтому новые одноклассники порой создают такие ситуации, в которых человек сможет проявиться. А именно: провокации, подколы, приставания, розыгрыши. Благодаря реакциям новенького всем станет понятно, как он относится к себе и другим, насколько может за себя постоять, что вообще собой представляет. Именно тогда ситуация проясняется, тревога и страх отступают.
Адаптация происходит у всех по-разному. У кого-то она занимает неделю, у других пару месяцев, а кому-то может потребоваться полгода или больше.
Медлительные, спокойные, чувствительные дети, как правило, сложнее привыкают к изменившимся условиям. Таким детям лучше не менять обстановку в ответственные периоды (в середине младшей школы и в начале девятого класса), так как очень много сил будет потрачено не на успешное обучение и подготовку к экзаменам, а на то, чтобы привыкнуть, разглядеть, приноровиться. В связи с этим нагрузка может оказаться чрезмерной.
Новый человек – подарок для всего класса! Потому что новички всегда несут в себе новые черты, ресурсы, энергию, разнообразие, наконец. Вполне возможно, что это чей-то новый друг, а может быть, и чья-то любовь!
Как помочь первокласснику адаптироваться в школе
Ваш ребенок первоклассник?! Помимо портфеля, одежды и учебников ему понадобится правильный настрой. Как психологически подготовить ребенка к появлению в школе?
— Подбадривать и поддерживать в своем малыше желание стать школьником. И лучше начать этим заниматься задолго до первого сентября.
— Играть вместе с ним «в школу». Помимо приятных эмоций от совместно проведенного времени это занятие придаст уверенности в себе вашему сыну или дочке, подскажет примерную «схему» поведения в пока еще незнакомой школе.
— Ввести дома школьный режим. За две, а еще лучше за три недели до первого сентября.
— Обсудить с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Их необходимость и целесообразность придется понятно объяснить: почему нужно слушать учителя, для чего существует перемена и так далее.
— Ввести в жизнь ребенка новые права и обязанности. Например, школьник уже может сам убирать в своей комнате, забирать из детского сада младшую сестру, мыть посуду, кормить рыбок или гулять с собакой. Новые «взрослые» обязанности помогут вашему ребенку почувствовать, что его жизнь изменилась.
Дополнительные советы, как подготовить ребенка к школе изучайте здесь.
Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе
Помимо мира новых возможностей, новенький может столкнуться с разнообразными проблемами. Например, обнаружатся различия в учебной программе, совсем другие требования со стороны учителей, устоявшийся коллектив, который не готов принять «чужака», в конце концов «неписаные правила», к которым нужно присмотреться и освоить. «Ловушек» много, но все-таки помочь ребенку адаптироваться на новом месте учебы родителям вполне по силам.
1. Поговорите с ребенком, расскажите, что отношение к новенькому зависит от него самого: как он себя поведет, с какой стороны покажет. В момент знакомства с классом лучше не замыкаться и не суетиться, пытаясь понравиться всем сразу, нужно вести себя достойно (быть собой, вести себя так, чтобы потом не было стыдно).
2. Поделитесь собственным опытом, расскажите, как вы смогли найти свое место в новом коллективе, когда ездили отдыхать в летний лагерь, например, или пришли на первое место работы, и так далее.
3. Напомните ребенку, эта ситуация дает возможность начать все с чистого листа, то есть «стать» и «быть» тем, кем ему хочется. Поэтому полезно будет подумать, какую роль он хочет занять в новом коллективе, чего ждет от новых знакомств.
4. Чтобы быстрее влиться в коллектив, придется включить внимание: понаблюдать за характерами одноклассников, их взаимоотношениями между собой. Эта информация поможет ему сориентироваться.
5. Порекомендуйте ребенку не впадать в крайности. Понятно, что хочется, чтобы тебя побыстрее приняли в коллектив, но не нужно быть очень покладистым или слишком агрессивным. Один и другой путь проигрышный. В первом случае легко можно стать «мальчиком для битья», а во втором – не будут трогать, но скорее всего и не будут уважать.
6. Подскажите, что нужно быть активным, поговорить с ребятами, начать можно с соседа по парте. На перемене хорошо бы подойти к учителю с вопросом по программе. Попросить о помощи, без фанатизма, конечно, но это даже польстит, если спросить кого-нибудь из одноклассников (кто уже вызвал симпатию), как найти кабинет, после какого урока завтрак, кто староста класса.
7. Можно и нужно задавать вопросы. Школьнику, вчерашнему студенту и опытному профессионалу требуется некоторое время и информация, чтобы сориентироваться, познакомиться, войти в курс дела.
8. Надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Не стоит рассчитывать, что новенького сразу примут с распростертыми объятиями. Если это произойдет – прекрасно, нет – стоит самому проявлять инициативу, общаться, пытаясь расположить к себе.
9. Со своим уставом в чужой монастырь. Для начала нужно разглядеть и освоить правила, принятые в коллективе, и только потом пробовать что-то привнести свое.
Помните, что в знакомстве очень помогает улыбка и позитивный настрой.