Как воспитать успешного ребенка. О границах воспитания

Все мы хотим, чтобы наши дети были успешными, чтобы легко взаимодействовали с окружающим миром и людьми и быстро достигали отличных результатов. Только вот как воспитать успешного ребенка?

Очевидно, что огромную роль в развитии личности ребенка играет дошкольный возраст. Обращаясь к дедушке Фрейду, все, что происходит с ребенком до 5 лет, и закладывает основу его личности и будущей жизни. Значит, этот возраст от 0 до 5 – самый важный этап. Именно в этом возрасте зарождаются лидерские качества, способность к пониманию себя и окружающих. Как мы, родители, можем помочь нашему ребенку в этом?

Поскольку человек – существо социальное, мы живем в социуме и взаимодействуем с другими его членами, очевидно, что для того, чтобы воспитать ребенка успешным, необходимо его научить жить в этом социуме, знать его правила и законы и здесь первостепенное значение имеет понимание ребенком своих границ и границ окружающих его людей.

Итак, что же такое границы воспитания?

Значение слова «Граница» по Ожегову:

Граница – Предел, допустимая норма.

А вот еще:

Граница- это условная линия, разделяющая смежные области, участки. Это то, что отделяет одно от другого, разграничивает.

Т.е., можно сказать, что границы воспитания это:

…линия, ограничивающая пределы чьей-либо собственности, показывающая, где кончается частная собственность одного человека и начинается частная собственность другого.

Если мы знаем, где проходят границы данного человека, то нам хорошо видно, что находится в его ведении, за что он несет ответственность (имеется в виду его чувства, поступки и взгляды).

Ребёнок должен знать, где проходят границы его собственности, т.е. за что он должен отвечать и за что не должен. Если он знает, что существование в этом мире требует, чтобы он отвечал за себя и свои поступки, то он научится жить в соответствии с этими требованиями, и его жизнь сложится удачно. А вот если в детстве у ребёнка не сложилось четкого представления о том, где проходят его границы (за что он несет ответственность) и где проходят границы других (за что они несут ответственность) у него не разовьется умение владеть собой, без которого он не сможет счастливо идти по жизни. (Генри Клауд, Джон Таунсенд «Дети: границы, границы …», М. — 2001).

В чем проявляется выстраивание границ ребенка? В появлении в его жизни правил. Правила регламентируют жизнь ребенка, делают её понятной, спокойной и предсказуемой.

Если ваш ребенок бунтует: не убирает игрушки, разбрасывает вещи, обзывается или причиняет физический вред окружающим его людям или предметам (кусается, дерется, ломает игрушки и т.д. и т.п.) и тем самым раздражает воспитателей, учителей и вас, все это говорит об отсутствии четких границ поведения, об отсутствии правил.

И чем хуже поведение ребенка, тем больше он сам нуждается в этих правилах. И именно родители, как наиболее референтные (авторитетные) для него личности, и должны эти правила вводить, чтобы облегчить жизнь своему ребенку, себе и окружающим его людям.

Разумеется, поначалу любой ребенок восстанет против правил, но понимание того, что рядом с тобой есть сильные, уверенные в себе взрослые, которые могут своевременно устанавливать необходимые рамки, при этом любят и заботятся о тебе, дает ощущение защищенности и безопасности ребёнку.

Как выстраивать границы

1. Не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас, воспитывайте себя

В данном случае это высказывание как нельзя ярче отражает суть проблемы. Вспомните, как часто вы сами задвигаете свои границы, жертвуете своими интересами, ради интересов ребенка. Чтобы научить ребенка уважать ваши границы, научитесь их уважать вы сами. Если же ваш ребенок понимает, что в любой ситуации вы будете стремиться удовлетворить его желания, даже, несмотря на свои собственные интересы, увы, у вас вырастет неприспособленный к жизни эгоист. Вам это надо?

2. Сформулируйте правила

Объясните ребенку, что правила существуют для всех и каждый выбирает, следовать им или нет (и, значит, нести за это наказание). Когда ребёнок лишается чего-то для него значимого (просмотр мультиков, прогулки с друзьями, походы в зоопарк, парк и т.д.), это причиняет ему страдание. Но при этом он начинает понимать, что ответственность за свои поступки никто не отменял и по счетам необходимо платить.
Бывает, что сразу после наказания, малыш становится просто «шелковым» и, конечно, просит «смягчить» наказание (посмотреть хотя бы 1 мультик, съесть хотя бы 1 конфетку). Главное — не поддаваться, иначе все воспитание впустую.

3. Умейте отказывать ребенку

Этот пункт опять о ваших границах. К тому же не все, что хочет ребенок, полезно для него. Сказав «Нет», вы покажете ребенку, что не все его желания способны осуществиться по щелчку пальцев и что необходимо уважать решения других людей.

4. Помните, что, если наказан ребенок, вся семья продолжает жить своей жизнью

Не стоит менять свои привычки, например, совсем не включать телевизор, дабы не искушать ребенка или отказываться от прогулок. При этом, объясните ребенку, что наказан только он и наказан за дело.

5. Ну и главное, всегда хвалите ребенка за хорошее поведение, помогайте ему, объясняйте и поддерживайте

Помните, что ребенку очень непросто, а все, что вы делаете, вы делаете именно ради него, для того, чтобы он понимал, как в будущем предстоит взаимодействовать с другими людьми и стал по-настоящему успешным человеком.

Поделиться с друзьями:

Подписаться на обновления: