Летние игры на улице

Лето – время, которое хочется проводить на свежем воздухе. И если взрослые хотят просто отдохнуть и расслабиться, то ребенку жизненно необходимы летние игры на улице. Благодаря им дети не только получают физическую разрядку, но и развиваются, растут, получают новые навыки и знания в игровой форме.

Подвижные уличные игры с мячом

1. Подвижная игра Выбей мяч

Возраст: 5-8 лет.

Количество игроков: не менее 10.

Что развивает: точность движений, концентрацию внимании, быстроту реакции.

Что понадобится: уличный мяч.

Описание: Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится внутри и старается выбить мяч из круга ногами между ног играющих. Тот, кто пропустит мяч, становится водящим, но уже снаружи круга. Играющие поворачиваются спиной к центру, а водящий должен вкатить мяч в круг. Так игра повторяется несколько раз.

Правила: мяч нельзя брать в руки, и он не должен подниматься выше колен играющих.

2. Подвижная игра Передай мяч

Возраст: 5-8 лет.

Количество игроков: не менее 10.

Что развивает: точность движений, концентрацию внимания, быстроту реакции.

Что понадобится: мячи среднего диаметра (1-3 шт.).

Описание: Стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч соседу, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Можно усложнить игру, предложив детям играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

3. Игра с мячом Бесконечное движение

Возраст: 5-8 лет.

Количество игроков: не менее 10.

Что развивает: точность движений, концентрацию внимания, быстроту реакции, умение распределять внимание.

Что понадобится: мячи маленького диаметра (3-10 шт.).

Описание: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга небольшие мячики (2-3). Мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если получается, то ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Если мяч останавливается в центре, ведущий его убирает. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

4. Подвижная игра Мячик вверх

Возраст: 5-8 лет.

Количество игроков: не менее 10.

Что развивает: быстроту реакции, скорость бега, точность движений и глазомер.

Что понадобится: мяч среднего диаметра.

Описание: Игроки встают в круг, водящий стоит в центре и бросает мяч со словами: «Мячик вверх!» Остальные в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч, кричит «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становиться водящим. Если же он промахнулся, то остаётся водящим.

5. Игра с мячом Всё дальше и выше

Возраст: 3-5 лет.

Количество игроков: 2

Что развивает: ловкость, умение ловить мяч.

Что понадобится: яркий мяч.

Описание: Ребёнок сидит на корточках. Взрослый, отходя от ребёнка, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Ребёнок ловит мяч и бросает взрослому.

6. Игра с мячом Беги, лови

Возраст: 3-5 лет.

Количество игроков: 2.

Что развивает: ловкость, быстроту движений, быстроту реакции, сноровку.

Что понадобится: большой мяч.

Описание: Взрослый с мячом стоит перед ребёнком на расстоянии двух-трех шагов. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, взрослый идет назад и на каждый шаг говорит: «Бросаю раз, бросаю два, бросаю три — беги, лови!» Ребёнок бежит и старается поймать мяч. Если ребёнок не поймал, то возвращается на своё место. Игра повторяется до тех пор, пока ребенок не сможет поймать мяч.

7. Летящий мяч

Возраст: 3-6 лет.

Количество игроков: 3-8.

Что развивает: умение направленно кидать мяч, ловить его, взаимодействовать в игре, координацию действий, внимание.

Что понадобится: мяч среднего размера.

Описание: Взрослый, произнося первые три строчки приведенного ниже стихотворения, бросает мяч одному из детей, после чего, услышав четвертую строчку стиха (перед этим надо сделать паузу), ребенок должен бросить мяч взрослому обратно.

Летит мой мяч, летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Держи его, лови его,
И снова мне бросай.

8. Подвижная игра Мячом об стенку вариант 1

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 1-5.

Что развивает: зрительную и двигательную координацию, ловкость, сноровку, быстроту действий.

Что понадобится: теннисный мячик и ракетка для тенниса или бадминтона, стена.

Описание: дети встают напротив стены на достаточном расстоянии друг от друга и отбивают от нее мяч ракеткой. Если стена небольшая, то дети могут бить по очереди. Выигрывает тот, кто отбил большее количество раз.

9. Подвижная игра Мячом об стенку вариант 2

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 1-5.

Что развивает: зрительную и двигательную координацию, ловкость, сноровку, быстроту действий.

Что понадобится: небольшой мяч, стена.

Описание: нужно ударить мяч об стену и поймать его после одного (двух, трех и т.д.) удара о землю. В зависимости от назначенного количества прыжков мяча необходимо соизмерять силу кидания мяча об стену.

10. Подвижная игра Вышибалы

Возраст: 3-5 лет.

Количество игроков: не менее 7.

Что развивает: умение бросать и ловить мяч, ловкость, сноровку, быстроту действий, способность вз

Что понадобится: небольшой мяч.

Описание: Двое детей — капитаны, стоят на противоположных сторонах площадки. Остальные — в середине. В кого из детей капитаны попадут мячом, выходит с площадки и подходит к своему капитану. Выигрывает команда, выбившая с поля всех игроков противника.

Летние игры с использованием мелков

1. Летняя игра Меловая улитка

Возраст: 3-7 лет.

Количество игроков: 1-3.

Что развивает: память, зрительную и двигательную координацию, глазомер, ловкость.

Что понадобится: мелки.

Описание: Нарисовать на асфальте классики в виде улитки (закрученная спиралью дорожка, расчерченная на квадраты). Внутри можно писать цифры, буквы, дни недели, названия планет и т.д. в зависимости от того, что необходимо выучить. Ребенок прыгает по квадратам на двух ногах вперед и назад. Усложнить игру можно, предложив ребенку прыгать на одной ноге. Если участников более одного, то дети прыгают по очереди.

2. Летняя игра с использованием мела Классики

Возраст: 3-7 лет.

Количество игроков: 3-5.

Что развивает: зрительную и двигательную координацию, глазомер, ловкость.

Что понадобится: мелки, небольшие камни.

Описание: Начертить на асфальте обычные классики. Игрок кидает рукой (или ногой) камешек на квадрат с цифрами и прыгает на него двумя ногами, затем передвигает камень на следующий квадрат и перепрыгивает на него. Камень не должен остановиться на линии. Дети прыгают по очереди, выигрывает тот, кто первый сможет пройти классики (или тот, кто пройдет классики за меньшее количество передвижений).

3. Необычные классики

Возраст: 3-5 лет.

Количество игроков: 1-2.

Что развивает: память, зрительную и двигательную координацию, глазомер, ловкость.

Что понадобится: мелки.

Описание: Начертить на асфальте обычные классики, но внутри квадратов нарисовать геометрические фигуры. Возможные варианты заданий: прыгать по фигурам определенной формы, например, по треугольникам; прыгать только по четырехугольникам (ромб, квадрат, прямоугольник и др.); прыгать только по тем фигурам, которые называет ведущий; прыгать и самому называть фигуру; прыгать по фигурам без углов и другое.

4. Подвижная игра Лабиринт

Возраст: 3-5 лет.

Количество игроков: 3-5.

Что развивает: зрительную и двигательную координацию, глазомер, ловкость.

Что понадобится: мелки.

Описание: Нарисовать на асфальте лабиринт (форму можно изменять в зависимости от возраста и умений ребенка). Необходимо бегать по лабиринту, не наступая на линии, стремясь найти выход на меньшее время. Можно играть в салки, жмурки и т.д.

5. Летняя игра Попади в фигуру

Возраст: 3-5 лет.

Количество игроков: 5 и более.

Что развивает: зрительную и двигательную координацию, глазомер, ловкость, точность, умение бросать предметы в цель.

Что понадобится: мелки, камешки (шишки, недлинные палочки).

Описание: Начертить любые фигуры (круг, квадрат), их должно быть столько, сколько участников. Это будут мишени. Каждому игроку надо попасть шишкой (палкой, камешком) в свою фигуру, при этом предметы не должны находиться на линии. Побеждает тот, у кого больше предметов окажется внутри мишени.

Летние игры с песком

1. Игра для малышей Следы на песке

Возраст: 1-2 года.

Количество игроков: 1-2.

Что развивает: мелкая моторика, познание окружающего мира.

Что понадобится: песок.

Описание: Сделайте на сухом и влажном песке разные следы (своим пальцем и пальчиком малыша, ладонью, шишкой, камешком и т.д.) и покажите их ребенку. Обратите его внимание на разные размеры, форму.

2. Игра в песке Откопай клад

Возраст: 1-2 года.

Количество игроков: 1-2.

Что развивает: мелкая моторика, познание окружающего мира.

Что понадобится: песок, небольшие фигурки, куколки.

Описание: Взрослый закапывает в песок какую-либо маленькую игрушку и предлагает ребенку найти ее. Сначала следует закапывать при малыше, потом так, чтобы он не видел процесс закапывания. Если ребенку будет интересно, то можно закопать несколько предметов. Когда ребенок находит предмет, необходимо очень обрадоваться, удивиться и похвалить малыша.

3. Летняя игра Рисунки на песке

Возраст: 1-5 лет (в зависимости от сложности).

Количество игроков: 1-7.

Что развивает: мелкая моторика, познание окружающего мира, фантазия.

Что понадобится: песок, различные подручные материалы (камешки, шишки, палочки, листья и т.д).

Описание: Вариант для самых маленьких: возьмите горсть сухого песка и высыпайте, создавая сначала простые формы, например, дорожку, а затем простые рисунки (домик, дерево, солнышко и т.д.). Для интереса одновременно придумывайте игровой сюжет: зайчик гуляет в лесу по дорожке, зайчик прыгает и ищет дорогу домой и т.д. Затем предложите малышу самому насыпать песок. Детям постарше можно рисовать пальцем или палочкой разные рисунки на песке с использованием камней, палочек, цветов, шишек и других подручных материалов. Также выложите рисунок на песке из камней, например, и предложите ребенку опознать ее на ощупь с закрытыми глазами.

Подвижные игры на улице летом

1. Подвижная игра для маленьких Непослушные цыплята

Возраст: 2-3 года.

Количество игроков: 3-5.

Что развивает: контроль эмоций и импульсивности (помогает преодолеть негативизм, упрямство в период кризиса трех лет).

Описание:

Взрослый говорит от имени мамы-курочки:

Непослушные цыплята маму слушать не хотят.
Ножками потопайте, (дети отвечают: «Нет, нет, нет»)
Ручками похлопайте, (дети отвечают: «Нет, нет, нет»)
Головкой покивайте, (дети отвечают: «Нет, нет, нет»)
Со мною поиграйте. (дети отвечают: «Нет, нет, нет»)

Взрослый грозит пальцем:
Ах, какие озорные, непослушные какие!

Ножками не топайте, (дети отвечают: «Будем, будем, будем» и топают ногами)
Ручками не хлопайте, (дети отвечают: «Будем, будем, будем» и хлопают руками)
Головкой не кивайте, (дети отвечают: «Будем, будем, будем» и кивают головой)
Со мною не играйте. (дети отвечают: «Будем, будем, будем» и бегают вокруг взрослого)

Ах, какие озорные, непослушные какие!

2. Летняя игра Дождик

Возраст: 3-5 лет.

Количество игроков: 2 и больше.

Что развивает: двигательную активность, умение управлять своим телом, способность подчиняться простым правилам игры.

Описание: Взрослый рисует прутиком на земле (или мелом на асфальте) два небольших круга (или больше в зависимости от количества играющих) — домика для себя и ребенка. Если взрослый говорит: «Солнышко», то они с ребенком бегают, играют, веселятся возле домиков. При слове «Дождик» надо быстро забежать в домик, присесть на корточки, скрестив руки над головой в виде крыши.

3. Подвижная игра Огромный пес

Возраст: 3-4 года.

Количество игроков: 5 и больше.

Что развивает: выдержку, способность преодолевать свою робость и соблюдать некоторые элементарные правила.

Описание: Взрослый рисует на земле круг – это дом для огромного пса. На расстоянии нескольких шагов от него проводится черта, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от пса. Одному из детей поручается роль огромного пса — он идет в свой дом и ждет, пока дети придут к нему. Взрослый подводит детей к черте их дома и выстраивает в ряд. Сначала взрослый сама ведет детей, задавая направление и темп движения, и произносит следующие слова, которые вместе с ней повторяют все дети:

Вот сидит огромный пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он сидит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет!?…

Под этот текст все дети, взявшись за руки, подкрадываются к черте рядом с домом пса. На последние две строчки они протягивают руки и дотрагиваются до него. Пес в это время не должен шевелиться: сидя с закрытыми глазами, он позволяет погладить себя. Вдруг, неожиданно для детей, пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту). Пес бегает за детьми, лает на них, а когда все убегут за черту, возвращается в свой дом. Каждый ребенок, выбранный на эту роль, выполняет ее не более двух раз, после чего выбирается новый пес.

Правила, которые не так-то легко выполнить трехлетним малышам: не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст; пес не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока его не тронут; бежать в свой дом и спасаться можно только после того, как пес залает.

4. Подвижная игра Воробьи и автомобили

Возраст: 3-4 года.

Количество игроков: 7 и больше.

Что развивает: выдержку, способность соблюдать некоторые элементарные правила, тормозить свою импульсивную двигательную активность, действовать строго по сигналу.

Описание: Взрослый очерчивает на земле площадь, где могут летать и прыгать воробушки (пространство должно быть достаточно большим). По краям площадки он рисует домики для воробушков (кружочки, квадраты, и пр.). Сюда они полетят, когда поедет автомобиль. Взрослый объясняет, что в своем домике воробьи не боятся машин, а как только автомобиль проедет, можно опять прыгать и летать.

Сначала роль автомобиля берет на себя взрослый, показывая, как он едет и гудит. Проделав соответствующие движения, она говорит: «Летите, воробушки!» Дети выбегают на середину площадки, изображая, как летают и прыгают воробушки. Вдруг раздается гудок, и автомобиль снова проезжает по площадке, а воробьи убегают в свои домики, где спасаются от машины. Воспитательница раза два «проезжает» из конца в конец по площадке, возвращается на свою стоянку и дает сигнал: «Летите, воробушки!». Так повторяется несколько раз. Затем выбирается несколько детей, которые изображают автомобили. Теперь взрослый подает только словесный сигнал, когда должны действовать автомобили, а когда воробушки (например, гудок может быть сигналом для автомобилей, а чириканье — для воробушков). При повторении игры дети могут меняться ролями.

5. Летняя игра Смелые мышки

Возраст: 3-4 года.

Количество игроков: 7 и больше.

Что развивает: выдержку, формирование самоконтроля (в четкости выполнения правил), способность преодолевать свою робость.

Описание: Проводятся две черты на расстоянии примерно 20 шагов и рисуется дом для кота. Взрослый выбирает 5-6 человек на роль мышек, а одного — на роль кота. Мышки становятся у черты, а кот занимает свое место в доме. С началом стихотворения С.Я. Маршака, который произносит взрослый вместе со всеми детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте:

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два-три-четыре –
Мыши дернули за гири… (Остановившись примерно в середине пространства между двумя чертами, мыши делают движение руками, будто дергают за гири).
Вдруг раздался страшный звон! (… продолжительная пауза…)
Убежали мыши вон!

С последними словами, которые произносятся резко и неожиданно, мыши убегают, а кот их ловит. Спасаться от кота мыши могут за любой чертой, двигаясь либо назад, либо вперед (по своему выбору). Ловить их кот может только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются только те мышки, до которых кот дотронулся (хватать и тащить детей нельзя).

6. Игра От палки до палки

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 3 и больше.

Что развивает: выносливость, силу.

Описание: Отмеряют дистанцию с помощью палок и бегут «от палки до палки» все вместе, в посильном для всех среднем темпе. Добежали — остановились, разом повернулись и бегут обратно. Так несколько раз. Кто устал – выбывает. Выигрывает тот, кто остался последним

7. Подвижная игра для лета Догоняем по кругу

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 5 и больше.

Что развивает: выносливость, силу, чувство ритма.

Описание: Нарисуйте окружность (размер в зависимости от количества игроков) – это дистанция для бега. Расположитесь вдоль нее на равном расстоянии друг от друга. По сигналу все начинают бег одновременно. Кто-то бежит быстрее и нагоняет бегущего впереди. Тот, кого догнали, должен сойти с дистанции. Выигрывает, кто остался.

8. Подвижная игра в летний период По ленточке

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 5 и больше.

Что развивает: выносливость, силу, глазомер, ловкость.

Описание: На земле рисуют несколько параллельных прямых линий (количество – в зависимости от числа игроков), отмечающих дистанцию (метров 50—60). Игроки встают на свои линии и по сигналу старта бегут наперегонки — важно не только прийти первым, но и пробежать дистанцию «как по ленточке» — так, чтобы следы обязательно попадали на прочерченную прямую (легче это удастся тем, кто бежит, высоко поднимая колени, а не волоча ноги).

9. Игра Салки волки-овцы

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 7 и больше.

Что развивает: выносливость, силу, глазомер, ловкость, способность уворачиваться и быстро менять направление во время бега.

Описание: Рисунком или подручными средствами ограничивают игровую зону (она должна быть просторной). Один игрок – пастух, двое – волки, остальные (не менее четырех) – овцы. Овцам надо спасаться от волков. Волкам — гоняться за овцами. А пастуху, оберегая овец, преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит обоих волков (вместе с ним выигрывает и партия овец). Волки победят, если сумеют осалить всех овец.

10. Игра для лета Горелки

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 7 и больше.

Что развивает: выносливость, ловкость, внимание.

Описание: Играющие становятся попарно, держась за руки, одна пара за другой, а впереди всех — один, кому по жребию досталось гореть. Оборачиваться назад ему нельзя. Стоящие в последней паре по счету «раз, два, три» разнимают руки, бегут вперед и стараются вновь соединиться, обежав водящего-горящего один слева, другой справа. Тот же преследует бегущих, и если ему удастся кого-то поймать, то он становится с пойманным в первую пару, а тому, кто остался один, гореть. Если же горевшему не удалось поймать никого, то та же пара становится впереди других пар, а он горит вновь.

11. Подвижная игра Палочка-выручалочка

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 5 и больше.

Что развивает: выносливость, ловкость, внимание, быстроту.

Описание: Водящий встает к стене, берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После эти слов ищет играющих, заметив кого-либо, быстро бежит, берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка-выручалочка нашла… (имя)». Если игрок, которого нашли, добежит до палочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами «Палочка, выручи меня!» стучит и бросает ее как можно дальше, пока ее ищет водящий — прячется.

Поделиться с друзьями:

Подписаться на обновления: