Все родители страстно желают, чтобы их ребенок хорошо учился, а некоторые и кое-что делают для этого. Например, можно с ребенком позаниматься дома, а можно водить на специальные курсы по подготовке к школе. Но иногда полученные ребёнком знания не являются залогом его дальнейшей успешной учёбы. Почему? В частности, потому, что у ребенка не были сформированы и развиты познавательные способности до требуемого уровня. Итак, выясним, на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе в первую очередь.
Умение концентрировать внимание
Внимание у человека задействовано во всех познавательных процессах. Без концентрации внимания не решить задачу и не запомнить стихотворение. Если родители вспомнят свои учебные годы, то окажется, что и они были внимательны на занятиях далеко не всегда.
Несомненно, нужно формировать и развивать внимание в дошкольном и в младшем школьном возрасте, когда ребенок максимально восприимчив к процессу изменения разных свойств своей психики. Как правило, у ребенка прекрасно работает непроизвольное внимание, которое без усилий направляется на все яркое, эмоциональное, громкое, интересное. Но произвольное внимание, когда необходимо усилием воли заставить себя сосредоточиться, сконцентрироваться на выполнении задания нужно развивать.
Слабая концентрация внимания будет порождать пропуск букв и исправления в письменных работах, к непониманию объяснений с первого раза, к забыванию выполнения домашних заданий и тд.
Умение запоминать
Человек может запомнить только то, на что обращено его внимание. Далее вступает в работу память.
Процесс обучения предполагает усвоение определенного количества новых знаний и навыков. При этом в запоминании будут участвовать различные виды памяти: двигательная, образная, слуховая, эмоциональная, зрительная и логическая.
Если ребенку трудно своими словами повторить сказку и выучить простой стишок, то память несомненно нужно развивать.
Родители могут периодически спрашивать своего ребенка, помнит ли он, что ему нужно сегодня сделать, сможет ли он повторить то или иное длинное предложение и т.д. Для этого придуманы некоторые простые упражнения и задания. Кроме этого, можно почаще просить ребенка заучивать и повторять стихи, пересказывать истории и т.д.
Развитие логического мышления
В возрасте 5-8 лет у ребенка, по наблюдениям психологов, происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. В своем развитии все мы двигаемся от овладения понятиями к суждениям о предметах или явлениях, от суждений затем переходим к рассуждениям и обобщениям, а затем и к умозаключениям.
Своевременное развитие логического мышления будет являться прочным фундаментом успешного решения математических и других задач, при пересказе текста, при составлении планов, при устных ответах и т.д.
Развивают логическое мышление с помощью решения простейших задач, загадок, специальных заданий и упражнений.
Все эти навыки родители могут формировать у детей самостоятельно при наличии свободного времени. При отсутствии такого, развитие выше отмеченных качеств можно доверить педагогу с опытом работы с дошкольниками.