Оперативное вмешательство: закон

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее – Основы) в статье 1 определяют охрану здоровья граждан как совокупность различного рода мер, среди которых названы и меры медицинского характера, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Следуя логике законодателя, любое медицинское вмешательство, в том числе оперативное, своей конечной целью должно иметь сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека.

На практике же пациенты нередко сталкиваются с тем, что следствием оперативного медицинского вмешательства становится не сохранение и укрепление здоровья, а причинение ему вреда. При этом в обществе до сих пор бытует ошибочное мнение о том, что пациент не в силах обезопасить себя или хотя бы свести к минимуму риски причинения вреда здоровью при оказании ему соответствующей медицинской услуги. Разумеется, непосредственно во время операции пациент, в большинстве случаев находящийся под общим наркозом, едва ли может защищать свои права. Говоря о минимизации рисков, мы прежде всего подразумеваем соблюдение определенных несложных правил до и после проведения оперативного вмешательства.

Перед принятием решения о проведении операции в той или иной медицинской организации пациенту необходимо уточнить следующие моменты.

1. Наличие лицензии на право оказания данного вида медицинских услуг.

Здесь необходимо обратить внимание на два нюанса:

не истек ли срок действия лицензии;

разрешено ли медицинской организации оказывать данный конкретный вид услуг.

Срок действия лицензии указывается на самом бланке лицензии. Перечень же медицинских услуг, которые разрешено оказывать медицинской организации, указывается в соответствующих приложениях к лицензии. Кроме того, важно удостовериться в том, что медицинской организации разрешено оказывать услуги именно того вида, который требуется пациенту. Так, в частности, если пациенту необходимо устранить искривление носовой перегородки, а у выбранной медицинской организации есть лицензия только на оказание услуг по хирургии, но нет лицензии на оказание услуг по челюстно-лицевой хирургии, очевидно, что лучше обратиться в другую медицинскую организацию, у которой такая лицензия есть.

Наконец, следует иметь в виду, что медицинская организация может иметь структурные подразделения, расположенные по разным адресам. Разрешенные виды медицинской деятельности в таком случае также указываются в приложениях к лицензии по каждому адресу отдельно. Таким образом, если необходимая пациенту медицинская услуга должна быть оказана в территориально обособленном структурном подразделении, необходимо удостовериться, что в соответствии с лицензией медицинская организация вправе оказывать этот вид услуг по данному адресу.

2. Наличие у специалистов, оказывающих медицинскую услугу, соответствующего образования.

Помимо диплома о высшем медицинском образовании врач должен иметь свидетельство о прохождении интернатуры или (и) ординатуры по соответствующей специальности, а также документы, подтверждающие повышение квалификации не реже одного раза в пять лет на протяжении всей трудовой деятельности.

Так, например, врач-анестезиолог-реаниматолог должен иметь высшее профессиональное образование по специальности «060101 Лечебное дело» или «060103 Педиатрия», послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование в виде интернатуры или (и) ординатуры по специальности «Анестезиология – реаниматология» или профессиональной переподготовки по специальности «Анестезиология –реаниматология» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Неонатология» или «Нефрология».

3. Сведения о предстоящем оперативном вмешательстве, включая связанный с ним риск, возможные варианты и последствия.

Статья 31 Основ закрепляет за каждым гражданином право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Кроме того, в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации пациент, получающий медицинские услуги, является потребителем в смысле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Указанный Закон исходит из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги (пункт 2 статьи 12 Закона).

При этом следует знать, что предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, – не право, а обязанность медицинского учреждения (пункт 1 статьи 10 Закона).

Таким образом, пациенту должны доступно рассказать, в чем предлагаемая медицинская услуга заключается, чем она начинается и чем завершается, что происходит в процессе ее выполнения, как долго она длится и какова длительность периода реконвалесценции (в процессе выздоровления), если он предполагается, какие опасности подстерегают пациента, от чего это зависит, кто будет услугу выполнять и какова квалификация исполнителя, от каких факторов зависит качество исполнения услуги и от каких не зависит, на что в итоге можно рассчитывать, что можно будет признать надлежащим результатом такой услуги и в каком диапазоне возможных отклонений он может считаться таковым, какие могут наступить ненадлежащие последствия, какие из них могут считаться вредом для здоровья, как часто по существующей статистике они наступают, чем грозят и пр.

Необходимо также выяснять, в чем заключается эталон, образец для сравнения предлагаемой медицинской услуги. Он может заключаться в общепринятой технологии, как, например, оперативный аборт. Он может соответствовать принятым в практике данного медицинского учреждения нормативам или описанной в специальной литературе методике. Как бы то ни было, необходимо, чтобы при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, медицинская организация в лице врачей, задействованных в оказании пациенту медицинской услуги, приняла все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства перед пациентом.

4. Наличие форм договоров об оказании медицинских услуг и форм добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство.

В случае оказания пациенту медицинской услуги на платной основе медицинская организация обязана заключать с ним письменный договор возмездного оказания медицинских услуг, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Многие медицинские организации, руководствуясь нормами статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которой сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной), не составляют письменный договор об оказании медицинских услуг, а лишь ограничиваются выдачей кассового чека, полагая, что он будет являться подтверждением не только факта оплаты медицинских услуг, но и факта заключения договора. Между тем данная позиция ошибочна, поскольку согласно пункту 2 статьи 159 ГК РФ могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении. Исполнение же договора об оказании медицинских услуг заключается в предоставлении гражданину определенной медицинской услуги соответствующим специалистом.

Поскольку в момент оплаты медицинской услуги не происходит непосредственного предоставления медицинских услуг, нельзя говорить об исполнении сделки в момент ее совершения. Следовательно, заключение договора об оказании медицинских услуг в письменной форме является обязательным, и пациент имеет полное право ознакомиться с проектом договора.

В отношении добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство следует иметь в виду следующее. Согласно статье 32 Основ оно является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства. В тексте добровольного информированного согласия на оперативное медицинское вмешательство должно быть в доступной форме указано, в чем оно будет заключаться, какими могут быть осложнения, какие существуют альтернативы и прочие сведения, которые, как было указано выше, пациент имеет право знать. Поэтому если в качестве формы добровольного информированного согласия на оперативное вмешательство предлагается документ, состоящий только из примерно следующей фразы: «Цель и способ проведения операции разъяснены, о возможных осложнениях предупрежден», при этом всю информацию излагают устно и с использованием исключительно специфических медицинских терминов, то такой документ подписывать не стоит.

Кроме того, необходимо помнить, что в добровольном информированном согласии не должно содержаться формулировок о том, что пациент признает любой вред, причиненный его здоровью в процессе оперативного медицинского вмешательства, правомерным. Пациент может огласиться только на возможные, специально оговоренные, но не любые последствия оперативного вмешательства, которых объективно не удалось избежать в процессе оказания данной медицинской услуги.

5. Наличие информации о том, к кому в случае необходимости можно будет предъявить свои требования о возмещении причиненного оперативным вмешательством вреда.

Пациенту необходимо знать, в какой организационно-правовой форме существует данная медицинская организация, для того, чтобы исковые требования при необходимости были обращены к надлежащему ответчику.

Так, если медицинская организация создана в форме хозяйственного общества (ООО или АО), то она будет самостоятельно нести имущественную ответственность в случае причинения вреда здоровью пациента в результате оперативного вмешательства. В том же случае, когда медицинская организация создана в форме учреждения или иной некоммерческой организации, ответственность перед пациентом будет принимать собственник имущественного комплекса либо непосредственно (если учреждение является структурным его подразделением без статуса юридического лица), либо субсидиарно (если учреждение является юридическим лицом). Таким собственником может быть коммерческая организация (товарищество или общество), некоммерческая (в том числе общественная) организация, а также государство (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, включая ведомство – Министерство здравоохранения и социального развития РФ в лице его соответствующих подразделений).

Поделиться с друзьями:

Подписаться на обновления: