Детям необходимо проводить время в движении и лучше всего, когда они тратят энергию на свежем воздухе. А если выходить на улицу нельзя? Тогда можно устроить подвижные игры дома, а какие именно вы узнаете из статьи.
Чтобы игры принесли как можно больше пользы, не забывайте о простых правилах:
— подвижные занятия должны быть не раньше, чем через час после приема пищи;
— проводите игры в проветренном помещении;
— следите, чтобы двигательная активность не привела к травмам;
— игры должны приносить удовольствие всем играющим.
Подвижные игры с мячом
Бросим дальше и выше
Понадобится: яркий мяч.
Описание
Ребёнок сидит. Взрослый, отходя от ребёнка, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Ребёнок ловит мяч.
Кидаем мячики
Понадобится: маленькие и средние мячики разных цветов.
Описание
На полу лежат разные мячи, ребёнок и взрослый стоят рядом. Взрослый показывает, как надо кидать вдаль средние мячи обеими руками, а маленькие мячи — одной рукой (то правой, то левой). Взрослый называет цвет и размер мячей, ребёнок повторяет и кидает мячи так, как ему показывает взрослый.
Кто попадёт
Понадобится: небольшой ящик или корзина, маленькие мячики.
Описание
По просьбе взрослого ребёнок подходит к ящику на расстояние около полуметра (взрослый показывает ребёнку, где нужно остановиться). Ребёнок берёт у взрослого мячик и захватом сверху бросает его в ящик (корзину) попеременно то правой, то левой рукой.
Беги, лови
Понадобится: большой яркий мяч.
Описание
Взрослый с большим, красивым мячом стоит перед ребёнком на расстоянии 1,5-2 м. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, взрослый отступает на несколько шагов, приговаривая: «Бросаю раз, бросаю два, бросаю три — беги, лови!» Ребёнок бежит и старается поймать мяч, но взрослый сам ловит мяч и говорит: «Не поймал — беги обратно!» Ребёнок возвращается на своё место. Игра повторяется 2-3 раза, после чего взрослый даёт ребёнку возможность поймать мяч. Ребёнок идет по кругу, держа мяч над головой.
Мяч в ворота
Понадобится: 6 кубиков высотой 10-20 см, рейка длиной 1,5-2 м, мяч.
Описание
Взрослый расставляет кубики на расстоянии метра друг от друга и кладёт на них рейку. Получается несколько «ворот». Перед воротами на расстоянии 1,5 м лежит мяч. Ребёнок берёт мяч, катит в ворота и бежит за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребёнок выпрямляется, догоняет мяч и, кладет на прежнее место.
Мой веселый звонкий мяч
Понадобится: небольшой «прыгучий» мяч.
Описание
Ребенок сидит с одной стороны комнаты. На некотором расстоянии перед ними – взрослый, у него мяч. Он показывает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и приговаривает:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Затем взрослый предлагает ему попрыгать одновременно с ударом мяча об пол и снова повторяет упражнение, сопровождая его чтением четверостишия. После этого родитель быстро говорит; «Сейчас догоню!» Малыш убегает, а взрослый делает вид, что пытается догнать.
Взрослый должен чётко отбивать мяч и произносить текст в соответствии с особенностями детского прыжка. Если ребенок не может сразу усвоить ритм прыжков, ему надо показать, как прыгать (на двух ногах). Вместо текста можно ритмично говорить: «Хоп- хоп- хоп… стоп!» — и отбивать мяч. Затем поймать его и догонять малыша.
Подвижные игры дома для малышей
Поймай солнечного зайчика
Понадобится: небольшое зеркальце.
Описание
Взрослый показывает малышу солнечного зайчика: как он бегает, прыгает, отдыхает, а потом опять неожиданно убегает в другое место. Одновременно читает стишок:
Солнечные зайчики –
Прыг, прыг, скок,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, скок…
Потом предлагает ребенку догнать зайчика, позволяя ему иногда «поймать» световое пятно, которое потом опять «убежит» от него. Иногда зайчик будет «уставать» и прятаться, при этом взрослый объясняет ребенку: «Устал зайчик, спрятался в норку, и ты отдохни, закрой глазки и поспи понарошку». Потом зайчик снова неожиданно появляется и начинает бегать по комнате, а малыш за ним. Все действия зайчика и ребенка нужно обязательно комментировать словами, например, так: «Проснулся зайчик, смотри, как он танцует, а теперь под стол спрятался, а ты его уже поймал! Ой, смотри, он на диван прыгнул, лови его скорей…» и т.д.
Гуси-гуси, га-га-га
Описание
Малыша ставят на небольшом расстоянии от взрослого, который выполняет роль хозяйки гусей и живет с ними в определенном месте (домике). Он и обращается к ребенку с известной песенкой:
— Гуси-гуси!
— Га-га-га.
– Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну летите!
— Нет-нет-нет!
Серый волк под горой зубы точит, съесть нас хочет!
— Ну летите, как хотите,
— Только крылья берегите!
Сначала взрослый говорит весь текст сам – от имени и гусей, и их хозяйки, подчеркнуто меняя интонации и тембр голоса. Пока малыш не освоит этот текст (а это случится достаточно быстро), можно подсказывать ему слова гусей: «Говори «га-га-га», а теперь «да-да-да»» и т.д. Когда этот несложный текст будет освоен, можно инсценировать погоню волка за гусями и их счастливое избавление от угрозы. Взрослый берет на себя роль и волка, и хозяйки гусей. По окончании песенки ребенок, выполняющий роль гусей, убегает, а «волк» со «страшными» словами «у-у, сейчас догоню и съем» ловит его. Когда малыш успешно убегает от волка и добирается до «гусиного домика», родитель, уже в роли хозяйки, ловит его и вместе радуется встрече и избавлению от опасности.
Цыплята и коршун
Понадобится: костюм цыпленка или одежда желтого цвета.
Описание
Ребенка одевают во что-нибудь желтое и учат его пищать, как цыпленок, «пи-пи-пи». Также ему показывают, как цыплята прыгают и клюют зернышки. Взрослый вместе с малышом прыгает, издавая «цыплячьи» звуки. Потом внезапно смотрит на небо и испуганно говорит: «Ой, коршун летит, у-у-у» (показывает полет коршуна руками). Цыпленок должен замолчать и спрятаться, иначе коршун его поймает. Когда коршун улетает, взрослый говорит: «Все, коршун улетел, можно опять прыгать и пищать!» – ребенок вылезает из своего укрытия, а игра начинается сначала.
У медведя во бору
Понадобится: шишки еловые, сосновые (можно предмет-заменитель).
Описание
Взрослый – медведь – сидит в уголочке комнаты и «спит». Ребенок ходит по лесу, собирает «грибы», «шишки» и приговаривает:
У медведя во бору
Много шишек наберу,
А медведь слепой –
Не бежит за мной.
Веточка обломится –
Медведь за мной погонится!
На последнем слове «медведь» рычит, но тихонечко, и ловит ребенка! Важно не испугать ребенка. Стишок проговаривает родитель, ребенок может повторять за ним.
Музыкальные салочки со змеей
Понадобится: ручной музыкальный инструмент.
Описание
Взрослый играет роль музыкальной змеи, которая играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, это может быть и бутылка пластиковая, с насыпанным в нее рисом. Под его звук, ребенок бегает, прыгает, кружится.
Как только музыка смолкла, ребенок приседает на корточки и затаивается, чтобы змея «не заметила». Взрослый с шипением, имитируя змею, ходит кругами вокруг ребенка и снова начинает играть на музыкальном инструменте. Ребенку надо удержаться и не броситься убегать от змеи.
Мыши и кот Васька
Описание
Ребенок — «мышонок» — выбирает себе «норку» и начинает кружиться, прыгать, хлопать в ладошки. Хорошо, если ребенок немного будет имитировать мышку, ее быстрые и юркие движения, как она нюхает, как пищит. «Кот» — взрослый – в это время спит, рассказывая стишок:
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
«Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод!»
На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышку», а ребенок должен успеть спрятаться в свою норку.
Медведь и дети
Описание
Взрослый играет роль медведя. Ребенок выбирает себе домик, это может быть его кровать, коврик, который не скользит по полу, местечко под столом или стулом, забирается и смотрит.
Взрослый в роли медведя ходит по «лесу» и чует запах маленького ребенка. Ребенок тоже может выступать в роли зайчика, который живет в лесу (котика, который заблудился в лесу).
Медведь ищет, приговаривая:
Мишка по лесу гулял,
Долго, долго он искал,
Мишка деточек (зайчиков, котиков) искал,
Сел на травку, задремал.
Затем «медведь» возвращается на свое местечко и показывает, что он задремал. Далее взрослый озвучивает:
Стала деточка плясать,
Стала ножками стучать.
«Мишка, Мишка, вставай»
Нашу детку догоняй.
На последнем слове ребенок бежит в свой домик и прячется, чтобы взрослый его не догнал.
Мышка-трусишка
Описание
«Кот» – взрослый – спит. Ребенок – «мышка» — медленно подкрадывается к нему. Подходит ко взрослому, который рассказывает потешку, и выполняет соответствующие движения:
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз- два — три- четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
«Бом- бом- бом- бом!»
Убежали мышки вон!
«Кот» «просыпается» и догоняет «мышку». Ребенок должен успеть спрятаться в свой домик.
Кочка и ямка
Понадобится: невысокий устойчивый предмет (например, скамеечка для ног) и небольшой нескользящий коврик.
Описание
В центре комнаты ставим подставку для ног, подушку, стульчик или любой другой устойчивый предмет – это кочка. Рядом кладем коврик – это ямка. Ребенок бегает по комнате, а взрослый начинает приговаривать: кочка, ямка, кочка, ямка, ямка, кочка, кочка.
Ребенок при слове кочка встает на подставку для ног, при слове ямка встает на низкую подставку.
День — ночь
Описание
Взрослый говорит: «День», — ребенок бегает, скачет. «Ночь» — замирает на месте. Взрослый должен досчитать до 5 или до 10 и, если ребенок не шелохнулся, продолжает водить. В том случае, если ребенок пошевелился – участники меняются ролями.
Пчелиные салочки
Описание
Ребенок – «пчелка» — бегает по комнате, машет руками (крыльями) и жужжит: «Ж-ж-ж». Появляется «медведь» (взрослый или игрушка в руках взрослого) и говорит:
Мишка-медведь идет
Мед у пчелок унесет.
Пчелка отвечает (взрослый сначала говорит вместо ребенка):
Улей этот — домик мой.
Уходи, медведь, домой,
Ж-ж-ж-ж!
«Пчелка» машет «крыльями», жужжит, и прогоняет «медведя» от своего «улья».
Заячьи салочки
Понадобится: нескользкий плоский предмет (например, коврик, обруч).
Описание
Важно определить для ребенка домик, это может быть: маленький коврик, обруч, подставка под горячее и т.д. Главное, чтобы не скользило.
Ребенок – «зайчик» — прыгает по комнате, изображает, как ест морковку. На слова взрослого: «Серый волк!» — ребенок забегает в свой «домик» и прячется.
Мотылек
Понадобится: легкий шарфик.
Описание
Ребенок изображает мотылька. Взрослый проговаривает слова стихотворения:
На зеленом на лугу
Мотылек летает.
И с цветочка на цветок
Весело порхает.
Таня вышла на лужок,
У нее в руках сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!
«Мотылек» убегает от взрослого, а взрослый пытается догнать, накинув на ребенка «сачок» — шарфик.
Воронята
Описание
Ребенок изображает вороненка, присаживается на корточки и делает вид, будто спит. Взрослый говорит:
Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе.
На последнем слове стихотворения ребенок просыпается и произносит: «Кар-кар-кар», — начинает «летать» по комнате и махать «крыльями». Взрослый сопровождает его действие словами:
Полетели, полетели,
Воронята полетели: «Кар-кар».
Вышла тетя на дорожку,
Воронятам сыплет крошки.
Воронята прилетали,
Всё до крошки поклевали:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук», —
Клювами стучали.
Ребенок – «вороненок» — присаживается на корточки и стучит пальчиками об пол, имитируя, что клюет зернышки, при этом произносит: «Тук-тук-тук» или «клю-клю-клю». Взрослый берет игрушку-собачку и говорит:
Тузик по двору гулял,
Вороняток испугал:
«Ав-ав, ав-ав!»
Собачка пытается поймать «вороненка», который улетает в свое гнездышко и присаживается на корточки.
Подвижные игры дома для детей 2-3 лет
Дождик
Понадобится: детский стульчик.
Описание
Ребенок сидит на стульчике (это домик), положив ладошки под щечку. Взрослый говорит:
Дождик, дождик,
Хватит тебе, дождик, лить,
Сидят дома деточки,
Словно птички в клеточке.
Солнышко, солнышко,
Посвети немножко,
Выйдет детка (можно заменить именем малыша) погулять,
Станет бегать и играть.
Ребенок встает и бегает по комнате, хлопает в ладошки, топает ножками, прыгает или делает «пружинку», подражая взрослому и проявляя свою самостоятельность. Под слова взрослого «Опять пошел дождь» малыш бегут в домики.
Птичка
Описание
Ребенок изображает птичку, сидя на корточках. Взрослый поет:
Села птичка на окошко,
Посиди, не улетай,
Посиди у нас немножко,
Улетела птичка — ай!
Как только прозвучат последние слова, малыш-птичка улетает, помахивая крылышками-руками.
Колокольчик
Понадобится: колокольчик.
Описание
Взрослый привлекает внимание ребенка звучанием колокольчика, показывает его малышу, звенит им и быстро прячет за спину (повторяет это несколько раз). Ребенок может приговаривать: «Динь-динь». Затем взрослый бежит в противоположную сторону, звеня колокольчиком и напевая: «Я бегу, бегу, бегу, в колокольчик я звоню». Добежав до противоположной стороны комнаты, он быстро поворачивается, садится на корточки, прячет колокольчик позади себя, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда ко мне бегите, колокольчик мой найдите».
Ребенок прибегает и ищет колокольчик. Когда находит — звонит и отдает его взрослому, игра повторяется.
Шагают ножки по дорожке
Понадобится: дорожки разной длины (2,5—1 м) и ширины (15 см — 30 см — 60 см), мягкая, твердая, извилистая дорожки (длина 2 м, ширина 30—40 см).
Описание
Взрослый произносит текст, а ребенок выполняет движения в соответствии с текстом.
По ровненькой дорожке (идет по дорожке)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два.
По камешкам, по камешкам (прыгает)
По камешкам, по камешкам.
Раз-два, раз-два.
По ровненькой дорожке (останавливается)
По ровненькой дорожке,
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом — В нем мы живем.
Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твердую. Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например, «По мягкой дорожке шагают наши ножки…». И т. д.
Заинька
Описание
Взрослый становится вместе с ребенком в круг, поет песенку и показывает движения:
Заинька, топни ножкой, (топает ножками, руки на поясе)
Серенький, топни ножкой!
Вот так, топни ножкой,
Вот так, топни ножкой!
Заинька, бей в ладоши, (хлопает в ладоши)
Серенький, бей в ладоши!
Вот так, бей в ладоши,
Вот так, бей в ладоши!
Заинька, повернись, (поворачивается 1—2 раза в каждую сторону, руки на поясе)
Серенький, повернись!
Вот так, повернись,
Вот так, повернись!
Заинька, попляши, (подпрыгивает на двух ногах)
Серенький, попляши!
Вот так, попляши,
Вот так, попляши!
Заинька, поклонись, (кланяется, разводя руки в стороны)
Серенький, поклонись!
Вот так, поклонись,
Вот так, поклонись!
При проведении игры количество куплетов можно сократить, особенно тогда, когда игра еще недостаточно знакома ребенку. Вначале можно взять только первый, второй и четвертый куплеты.
Погремушечка, играй
Понадобится: погремушка.
Описание
Взрослый поет песенку, а ребенок выполняет движения с погремушками по показу взрослого.
Динь, динь, динь-динь-дон (бегает по комнате, гремя погремушкой)
Всюду слышен перезвон.
Погремушечка играет,
Всех ребяток забавляет.
Тук, тук, попляши, (присаживается на корточки и стучит погремушкой по полу)
Пусть посмотрят малыши.
Погремушечка, играй,
Всех ребяток забавляй.
Динь, динь, высоко, (стоя на месте, высоко поднимает погремушку и гремит ею)
Будет слышно далеко.
Погремушечка играет,
Наших деток забавляет
Погремушка, не звени, (стоит тихо и не трясет погремушку)
Тише, тише, отдохни,
Погремушка, не играй,
Не играй и отдыхай.
Динь-динь, побежим, (бегает по комнате)
Погремушкой позвеним.
Погремушечка, играй,
Наших деток забавляй.
Нет, нет, не звенит, (прячет погремушку за спину и кружится на месте)
Где-то спряталась, молчит.
Погремушка, не шути.
Где же нам тебя найти?
Динь, динь, динь-динь-дон, (легко приседает на месте и тихо гремит погремушкой)
Всюду слышен перезвон.
Погремушечка играет,
Всех ребяток забавляет.
Игру можно сократить в зависимости от возможностей ребенка.
Ворона
Описание
Ребенок изображает ворону, он стоит и подражает движениям взрослого, который поет или говорит нараспев.
Вот под елочкой зеленой (бегает по комнате, размахивая руками как крыльями, произнося «Кар-кар-кар!»)
Скачут весело вороны,
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали, (продолжает бегать)
Спать ребяткам не давали,
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают (садится на корточки, руки кладет под щечки и засыпает, тихо произнося: «Кар-кар-кар!»)
И все вместе засыпают,
«Кар-кар-кар!»
Подвижные игры дома для детей 3-4 лет
Попади в круг
Понадобится: веревка, мел, мешочки с песком (крупой, горохом и т.д).
Описание
Ребенок стоит, а перед ним выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Ребенок находится на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочек с песком. По слову взрослого «Бросай!», он бросает мешочек в круг. «Подними мешочек!» — говорит взрослый. Ребенок поднимает мешочек, становится на место, потом бросает другой рукой.
Варианты игры: вместо мешочков можно бросать шишки; увеличить расстояние.
Обезьянка
Понадобится: лесенка.
Описание
Ребенок сидит или стоит неподалеку от лесенки-стремянки (или гимнастической стенки). Взрослый говорит, что сегодня он будет учиться лазать, как обезьянка, и предлагает ему забраться по лесенке на несколько (4-5) ступенек и спуститься. Лазать можно любым способом: приставным и переменным шагом. Не следует от малыша требовать чёткого разграничения способа лазания. Надо лишь следить, чтобы он во время лазанья не пропускал реек, опирался на рейку всей стопой, а не коленом, нельзя виснуть на руках без опоры на ноги.
Самолеты
Понадобится: детский стульчик.
Описание
Ребенок сидит на стуле. Взрослый делает вращательные движения рук перед грудью и произносит: «р-р-р», показывает, как завести мотор у самолета. Затем обращается к ребенку: «Встали, приготовились к полету, завести моторы!» Вместе повторяют движения рук. По сигналу «полетели» ребенок разводит прямые руки в стороны (крылья у самолета) и бегает в разных направлениях по комнате. По сигналу «на посадку» он направляется к стульчику и садятся на него. Игра повторяется.
У медведя во бору
Понадобится: крупная мягкая игрушка медведь, корзинка.
Описание
Взрослый сажает медведя под кустом и рассказывает, что осенью можно пойти в лес, набрать грибов и ягод. Затем предлагает это сделать, взяв корзинку. Ребенок ходит по лесу, «собирает» грибы и ягоды и кладет в корзину, а взрослый читает медленно:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь глядит
И на нас рычит: Р-р-р-р!
Слушая текст, ребенок медленно приближается к медведю. Как только медведь зарычал, он убегает.
Снег кружится
Понадобится: ободок с эмблемой снежинки.
Описание
Взрослый напоминает ребенку, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок. Затем предлагает надеть ободок-снежинку и поиграть.
Взрослый предлагает детям покружиться, произнося:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Затем жестом приглашает ребенка приблизиться, произносит:
Собрались мы все в кружок,
Завертелись, как снежок.
Ребенок выполняет действия произвольно и в конце медленно приседает.
Взрослый произносит: «Подул холодный ветер» Как? «Вввв!». «Ввв!» — произносит ребенок.
Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны. Ребенок убегает.
Подвижные игры дома для детей 5-7 лет
Удержи книгу
Понадобится: книги разной толщины и размера.
Описание
Взрослый предлагает ребенку представить, что вы изобрели новый олимпийский вид спорта — балансирование с книгой. Пусть малыш пройдет по комнате, пытаясь удержать ее на голове и не уронить. Он не должен дотрагиваться до книги руками. Очень скоро ребенок поймет, как важно передвигаться осторожно, высоко держа голову. Выбирать книги нужно разного формата, чтобы ему стало понятно, какие из них легко удержать на голове, а какие трудно.
Можно придать игре форму соревнования между несколькими детьми. Кто-нибудь один выполняет роль судьи, в то время как остальные пытаются удержать книги на голове. Все дети одновременно ходят по комнате, и выигрывает тот, кто дольше всех удержит книгу, не притрагиваясь к ней. Победитель становится судьей и назначает участникам игры новый формат и вес книги.
Игры с воздушными шарами дома
Понадобится: воздушные шары.
Описание
Ребенок может подбрасывать шары вверх одной или двумя руками попеременно. Натянув веревку между спинками двух стульев, находящихся на некотором расстоянии друг от друга, можно устроить игру в волейбол. Несколько детей одновременно могут с удовольствием перебрасывать шар туда и обратно. Кроме того, их можно ловить их, как мяч, играть ими в «бадминтон», заменив теннисные ракетки журналами, устроить соревнование — кто быстрее перебросит шар на другой конец комнаты.
Мост в страну чудес
Понадобится: скамейка и два стула (или две толстые веревки), разные предметы для препятствий.
Описание
Можно соорудить полосу препятствий на пути, ведущем в страну чудес. Перекинуть через них мост из скамейки и двух стульев или просто положить две толстые веревки на пол, которые могут обозначать переправу. За мостом тоже должны быть препятствия, которые необходимо преодолеть любым способом: перепрыгнуть, перелезть или пройти в обход. Кушетку можно миновать, пробравшись сзади, под стулом — проползти, а через табуретку — перешагнуть; на мешок с подушками можно прыгнуть, а в пластмассовую корзинку с бельем — сесть. В качестве дополнительных препятствий можно использовать картонные коробки, скамеечку для ног и корзины.
Взрослый рассказывает ребенку, что этот мост ведет в прекрасную сказочную страну. Пусть малыш сочинит историю о том, куда он отправился и что там увидит. Перейдя мост, он может попасть в сказочный мир, вернуться обратно и вновь начать путешествие. Он погуляет в чудесном парке и прокатится на ракете (встав на табуретку) или поплавает в озере (лежа на одеяле и барахтаясь). Возможно, он захочет отправиться в космос или к Волшебнику Изумрудного Города, или в Диснейленд к Микки Маусу. Ему любопытно будет побродить по дому с привидениями, ему понравится в цирке и захочется провести весь дождливый день с Питером Пэном.
Домашние «классы»
Понадобится: клейкая лента, небольшой предмет для биты.
Описание
С помощью клейкой ленты надо обозначить на полу квадраты-«классы». Для этого занятия лучше всего подходит большой коридор или свободное место на кухне или в комнате.
Нужно бросить небольшую биту в нарисованные квадраты так, чтобы она попала в квадрат, не касаясь линий. Сначала ее кидают в первый «класс», затем во второй и т. д. Как только она окажется в нужном квадрате, надо приблизиться к ней, прыгая на одной ноге через все «классы» по порядку. Затем нужно подобрать биту, повернуться кругом и вернуться назад, сохраняя равновесие и не наступая на линии. (На обе ноги можно встать, если только квадраты находятся рядом или если участник поворачивается назад в последнем «классе».)
Игра продолжается до тех пор, пока игрок не наступит на линию или не потеряет равновесия; тогда наступает очередь другого игрока (если играет несколько детей). Побеждает тот, кто первым выполнит все действия правильно и пройдет от первого «класса» до восьмого.
Для ограниченного пространства есть более простой вариант игры. Можно изобразить «классы» двумя полосками клейкой ленты длиной по сто шестьдесят сантиметров, расположив их параллельно друг другу на расстоянии сорок сантиметров. Затем также с помощью ленты обозначить каждый «класс» номером от нуля до пяти.
Теперь взрослый называет номер от нуля до пяти. Ребенок должен прыгнуть в названный номер квадрата и попрыгать там несколько раз, считая свои прыжки.
Игровая физкультура для малышей
Ниже приведены стишки для малышей. Взрослый их произносит, а ребенок выполняет действия в соответствии с текстом.
***
Мы на карусели сели. (мама с малышом встают друг напротив друга, держась за руки, и ходят кругами)
Завертелись карусели,
Завертелись карусели.
Пересели на качели,
Вверх летели, (встали и потянулись вверх)
Вниз летели, (присели на корточки)
Вверх летели,
Вниз летели,
А теперь с тобой вдвоем (изображаем, как плывём на лодке)
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет, (машем вытянутыми вверх руками)
Нашу лодочку качает. (руки на пояс, покачаться всем телом)
***
Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели. (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо)
На полянку тихо сели, (присесть, руки к коленям)
Да и снова полетели. (руки в стороны, «летим» по кругу)
У-у-у-у-у-у…
***
Ритм постепенно ускоряется.
Мельница, мельница мелет муку. (крутим руками «мельница»)
Дует – дует ветер сильней. (плавно помахать руками над головой из стороны в сторону)
Быстрее мельница мелет муку.
Дует – дует ветер сильней.
Еще быстрей мельница мелет муку.
Дует – дует ветер сильней.
Намололи мы муки (стучим кулаком об кулак)
Огромные мешки. (изображаем «большие мешки»)
Из муки, из муки (хлопаем ладошками с переворотом, изображая пирожки)
Напекли мы пирожки,
Ладушки-ладушки, (хлопаем)
Напекли оладушки.
***
Вот полянка, а вокруг (широким жестом развести руки в стороны)
Липы выстроились в круг. (округленные руки сцепить над головой)
Липы кронами шумят, (руки вверху, покачать ими из стороны в сторону)
Ветры в их листве гудят (наклониться вперед)
Вниз верхушки пригибают, (наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону)
И качают их, качают.
После дождика и гроз (выпрямиться, руки поднять)
Липы льют потоки слёз. (плавно опустить руки, перебирая пальцами)
Каждый листик по слезинке (руки вниз, энергично потряхивать кистями)
Должен сбросить на тропинки.
Кап и кап, кап и кап — (хлопать в ладоши)
Капли, капли, капли, — кап!
До чего же листик слаб! («уронить» руки)
Он умоется дождём, (погладить сначала одну, потом другую руку)
Будет крепнуть с каждым днём. (сжать кулаки)
***
Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)
Поднялось над крышей. (не расцепляя рук, поднять их над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер — это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Зацепил за кручу. (сцепить руки кончиками пальцев над головой)
Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)
В дождевую тучу. (присесть)
***
Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки)
Легкие пушинки. (покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга — (опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)
Белые подружки.
Заспешили на прогулку (шаги на месте)
Дети и старушки.
***
Чок- чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок. (покружиться)
А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)
Исполняет вальс на скрипке.
Крылья бабочки мелькают. (машем руками как крыльями)
С муравьём она порхает. (покружиться на подскоках)
Приседает в реверансе (делаем реверанс)
И опять кружится в танце. (покружиться)
Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)
Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)
***
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три — (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опаздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
***
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянули руки вверх, соединили ладони)
Он был путешественник-гном. (руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал: (прыгаем)
Прыг-скок, ква-ква!
И на стрекозе летал: (машем руками)
Ух, высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)
Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)
Топ-топ-топ!
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай!
Утро придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
***
Динь-дон, дин-дон, (наклоны из стороны в сторону, руки на поясе)
Гномы строят новый дом, (стучим кулаком об кулак)
Красят стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)
Прибирают всё кругом. («метём» метлой)
Мы к ним в гости придём (шаги на месте)
И подарки принесём. (руки вперёд, ладонями вверх)
На пол – мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками «стелем» дорожку)
Расстелив её к порожку. (попятиться назад)
Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой)
***
Рано утром на полянке (хлопаем)
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)
***
Журавлёнок встал на ножки, (встать, выпрямить спинки, плечи расправить)
Пошагать решил немножко. (шаги с высоко поднятыми коленями)
Смотрит вдаль из-под ладошки. (движения в соответствии с текстом)
Кто там скачет по дорожке? (прыгать на месте, руки на поясе)
Жабы вышли на лужок. (шаги на месте)
Жабы встали все в кружок. (образовать круг)
Важно подняли головки. (поднять голову)
Посмотрите, как мы ловки! («гордые» повороты головы вправо – влево)
Вот похлопали в ладошки. (похлопать в ладоши)
Посмотрите, как мы ловки!
Вот попрыгали немножко. (прыгать на обеих ногах)
Поскакали, поскакали. (прыгать то на правой, то на левой ноге)
Покружились, покружились. (кружиться на месте)
А потом остановились. (остановиться, наклониться вперёд, покачать прямыми руками)
***
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)
На лесной опушке, (прямые руки вверх, пальцы врозь — «дерево» и качаемся)
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте)
В беленькой избушке. (соединили руки над головой «домик»)
Мыли свои ушки, (изображаем как моем уши)
Мыли свои лапочки, (потираем правой рукой левую и наоборот)
Наряжались зайчики, (приседаем с поворотами в сторону, руки на пояс)
Надевали тапочки. (поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку то левую, то правую ногу)
***
Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)
Зайцы — серые клубочки. (руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки вперёд-назад, вперёд-назад)
Стал зайчонок на пенёк. (встать прямо, руки на пояс)
Всех построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте)
Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, выполняем движение «ножницы»)
Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)
Все за ушком почесали. (почесать за ухом)
На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)
Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперёд)
Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)
Зашагали как отряд. (шаги на месте)
***
Весь засыпан снегом лес. (повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем)
Там синичек села стайка. (машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (встаём, поднимаем руки вверх)
***
Светит солнышко в окошко, (подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)
Потанцуем мы немножко
Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем)
Так танцует мой дружок.
Светит солнышко в окошко, («фонарики»)
Потанцуем мы немножко
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)
Так танцует мой дружок.
Светит солнышко в окошко, («фонарики»)
Потанцуем мы немножко
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (топаем)
Так танцует мой дружок.