Если после проведения оперативного вмешательства пациент полагает, что медицинская услуга была оказана ему некачественно, прежде всего необходимо сделать следующее.
1. Письменно запросить копию медицинской документации.
Запрос должен содержать требование о выдаче копии медицинской документации, которая оформлялась в данной медицинской организации при оказании медицинских услуг пациенту. Копии должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены подписью руководителя и печатью медицинской организации.
2. Обратиться в Фонд обязательного медицинского страхования РФ (его территориальное подразделение) или страховую компанию с просьбой о проведении контроля объемов и качества медицинской помощи.
В случае если оперативное вмешательство проводилось в рамках программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, пациент вправе обратиться в территориальное подразделение Фонда обязательного медицинского страхования РФ или в страховую медицинскую организацию, являющуюся страховщиком по договору обязательного медицинского страхования с работодателем пациента (администрацией субъекта РФ – для неработающего населения) с просьбой о проведении контроля объемов и качества медицинской помощи.
Экспертиза качества медицинской помощи (далее – ЭКМП) проводится с использованием методов, утверждены в субъекте Российской Федерации штатным или внештатным экспертом качества медицинской помощи, в целях выявления дефектов и ошибок, допущенных при оказании медицинской помощи, с описанием их реальных и возможных последствий, выяснением причин их возникновения, составлением мотивированного экспертного заключения о надлежащем/ненадлежащем качестве оказания медицинской помощи.
ЭКМП может осуществляться в виде целевой экспертизы качества или плановой (тематической) экспертизы качества. Целевая экспертиза качества индивидуальных случаев медицинской помощи проводится, в частности, в случае поступления письменных жалоб застрахованного, его законного представителя или страхователя на качество медицинской помощи в медицинской организации.
В результате осуществления контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования могут быть выявлены действия (бездействие) медицинского персонала (дефекты оказания медицинской помощи), являющиеся:
— несоответствием медицинской помощи (медицинской услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством по обязательному медицинскому страхованию или условиям договора;
— нарушением требований нормативных актов уполномоченных органов исполнительной власти;
— нарушением обычаев делового оборота, обычно предъявляемых требований в сфере здравоохранения;
— нарушением требований безопасности медицинской услуги;
— несоответствием медицинской помощи (услуги) целям, для которых данная медицинская помощь (медицинская услуга) обычно оказывается, выразившимся в причинении вреда жизни и здоровью застрахованных (пациентов);
— нарушением прав застрахованных;
— неоптимальным выбором технологии оказания медицинских услуг (неправильная диагностика, затрудняющая стабилизацию имеющегося у пациента заболевания; создание условий повышения риска для возникновения нового патологического процесса; нерациональное использование ресурсов медицинского учреждения);
— нарушением правил оформления медицинской документации.
В случае же проведения оперативного вмешательства в рамках договора добровольного медицинского страхования пациент вправе обратиться непосредственно в страховую компанию, с которой у него (или его работодателя) заключен договор добровольного медицинского страхования, с аналогичным требованием.
Значение проведения ЭКМП трудно переоценить, поскольку ее результаты нередко служат основой для принятия взвешенного решения о дальнейших перспективах дела по защите прав пациента.
3. Обратиться в юридическую компанию, специализирующуюся в области медицинского права.
Строго говоря, пациенту следует обратиться в юридическую компанию, специализирующуюся в области медицинского права, еще до принятия решения о выборе медицинской организации, в которой он хотел бы оперироваться. Ведь самостоятельно оценить квалификацию врачей, специальную правоспособность медицинской организации, а также разобраться в медико-юридических тонкостях договора об оказании медицинских услуг и добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство человеку, не обладающему специальными познаниями в области медицинского права, не просто затруднительно, а зачастую не под силу. Поэтому после того, как пациентом собрана вся доступная ему информация о медицинской организации и предлагаемых ею услугах, разумнее всего ему обратиться в юридическую компанию за консультацией и анализом имеющейся у него информации.
Специфика правоотношений в сфере оказания медицинских услуг состоит в том, что они регулируются множеством ведомственных нормативных актов, притом возможность применения некоторых из них под вопросом ввиду отсутствия регистрации в Минюсте России, некоторые же написаны столь специфично, что разобраться в их содержании, а тем более правильно истолковать (а толкуются они зачастую исключительно в системе) и применить способен только специалист, имеющий практический опыт работы в рассматриваемой сфере.
Именно поэтому защиту своих прав в случае некачественного оказания медицинских услуг также целесообразно доверять только юристам, имеющим опыт работы в области медицинского права. Подобные специалисты обладают необходимым знанием тонкостей правоотношений, специфики судебного доказывания по данной категории дел и в силу особенностей своей практики имеют реальную возможность получить консультации признанных экспертов в различных областях медицины.
Медицина имеет дело с самым дорогим и хрупким, что есть у человека – его здоровьем и жизнью. Эта высшая ценность достойна того, чтобы быть защищенной не только абстрактными представлениями о правах пациента, но и вполне реальными практическими мерами, среди которых одной из важнейших является эффективная правовая поддержка.