Права пациента после операции

Если после проведения оперативного вмешательства пациент полагает, что медицинская услуга была оказана ему некачественно, прежде всего необходимо сделать следующее.

1. Письменно запросить копию медицинской документации.

Запрос должен содержать требование о выдаче копии медицинской документации, которая оформлялась в данной медицинской организации при оказании медицинских услуг пациенту. Копии должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены подписью руководителя и печатью медицинской организации.

2. Обратиться в Фонд обязательного медицинского страхования РФ (его территориальное подразделение) или страховую компанию с просьбой о проведении контроля объемов и качества медицинской помощи.

В случае если оперативное вмешательство проводилось в рамках программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, пациент вправе обратиться в территориальное подразделение Фонда обязательного медицинского страхования РФ или в страховую медицинскую организацию, являющуюся страховщиком по договору обязательного медицинского страхования с работодателем пациента (администрацией субъекта РФ – для неработающего населения) с просьбой о проведении контроля объемов и качества медицинской помощи.

Экспертиза качества медицинской помощи (далее – ЭКМП) проводится с использованием методов, утверждены в субъекте Российской Федерации штатным или внештатным экспертом качества медицинской помощи, в целях выявления дефектов и ошибок, допущенных при оказании медицинской помощи, с описанием их реальных и возможных последствий, выяснением причин их возникновения, составлением мотивированного экспертного заключения о надлежащем/ненадлежащем качестве оказания медицинской помощи.

ЭКМП может осуществляться в виде целевой экспертизы качества или плановой (тематической) экспертизы качества. Целевая экспертиза качества индивидуальных случаев медицинской помощи проводится, в частности, в случае поступления письменных жалоб застрахованного, его законного представителя или страхователя на качество медицинской помощи в медицинской организации.

В результате осуществления контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования могут быть выявлены действия (бездействие) медицинского персонала (дефекты оказания медицинской помощи), являющиеся:

— несоответствием медицинской помощи (медицинской услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством по обязательному медицинскому страхованию или условиям договора;

— нарушением требований нормативных актов уполномоченных органов исполнительной власти;

— нарушением обычаев делового оборота, обычно предъявляемых требований в сфере здравоохранения;

— нарушением требований безопасности медицинской услуги;

— несоответствием медицинской помощи (услуги) целям, для которых данная медицинская помощь (медицинская услуга) обычно оказывается, выразившимся в причинении вреда жизни и здоровью застрахованных (пациентов);

— нарушением прав застрахованных;

— неоптимальным выбором технологии оказания медицинских услуг (неправильная диагностика, затрудняющая стабилизацию имеющегося у пациента заболевания; создание условий повышения риска для возникновения нового патологического процесса; нерациональное использование ресурсов медицинского учреждения);

— нарушением правил оформления медицинской документации.

В случае же проведения оперативного вмешательства в рамках договора добровольного медицинского страхования пациент вправе обратиться непосредственно в страховую компанию, с которой у него (или его работодателя) заключен договор добровольного медицинского страхования, с аналогичным требованием.

Значение проведения ЭКМП трудно переоценить, поскольку ее результаты нередко служат основой для принятия взвешенного решения о дальнейших перспективах дела по защите прав пациента.

3. Обратиться в юридическую компанию, специализирующуюся в области медицинского права.

Строго говоря, пациенту следует обратиться в юридическую компанию, специализирующуюся в области медицинского права, еще до принятия решения о выборе медицинской организации, в которой он хотел бы оперироваться. Ведь самостоятельно оценить квалификацию врачей, специальную правоспособность медицинской организации, а также разобраться в медико-юридических тонкостях договора об оказании медицинских услуг и добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство человеку, не обладающему специальными познаниями в области медицинского права, не просто затруднительно, а зачастую не под силу. Поэтому после того, как пациентом собрана вся доступная ему информация о медицинской организации и предлагаемых ею услугах, разумнее всего ему обратиться в юридическую компанию за консультацией и анализом имеющейся у него информации.

Специфика правоотношений в сфере оказания медицинских услуг состоит в том, что они регулируются множеством ведомственных нормативных актов, притом возможность применения некоторых из них под вопросом ввиду отсутствия регистрации в Минюсте России, некоторые же написаны столь специфично, что разобраться в их содержании, а тем более правильно истолковать (а толкуются они зачастую исключительно в системе) и применить способен только специалист, имеющий практический опыт работы в рассматриваемой сфере.

Именно поэтому защиту своих прав в случае некачественного оказания медицинских услуг также целесообразно доверять только юристам, имеющим опыт работы в области медицинского права. Подобные специалисты обладают необходимым знанием тонкостей правоотношений, специфики судебного доказывания по данной категории дел и в силу особенностей своей практики имеют реальную возможность получить консультации признанных экспертов в различных областях медицины.

Медицина имеет дело с самым дорогим и хрупким, что есть у человека – его здоровьем и жизнью. Эта высшая ценность достойна того, чтобы быть защищенной не только абстрактными представлениями о правах пациента, но и вполне реальными практическими мерами, среди которых одной из важнейших является эффективная правовая поддержка.

Поделиться с друзьями:

Подписаться на обновления: