Весенние прогулки с ребенком

Знакомство с бесконечным, постоянно изменяющимся миром живой и неживой природы начинается с первых лет жизни ребенка. Природа является источником конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью, разнообразием. Малыш с большим интересом наблюдает за жуками, ползающими в траве, птицами на кормушке, распускающимися цветами на клумбе, падающими снежинками.

Познавая окружающий мир, дети приобретают опыт общения с природой и, вместе с тем, накапливают множество вопросов, далеко не всегда правильно разрешаемых самостоятельно. И тогда на помощь должны прийти взрослые, которые, опираясь на детскую любознательность, научат понимать природу во всем ее богатстве и многообразии, объяснят нормы и правила по отношению к ней.

Настоящий интерес к познанию природного мира и бережное отношение к его объектам возникают у детей лишь тогда, когда они ежедневно общаются с природой, и это общение направлено взрослым.

Наблюдая вместе со старшими за сезонными изменениями, ребенок не просто выделяет отдельные признаки, но и учится устанавливать простейшие связи и зависимости, может сравнивать, обобщать. Так в процессе ознакомления с природой развивается мышление детей, формируются представления о времени.

Весной природа пробуждается от долгого зимнего сна. Ярко светит солнце, тают снега, зеленеют деревья и травы. После продолжительной зимы трудно усидеть дома – хочется в парк, в лес, к реке. Не отказывайте себе и малышу в удовольствии, так как весенние прогулки с ребенком дадут вам возможность гулять, дышать свежим воздухом, наслаждаться просыпающейся природой и наблюдать приметы весны.

Чтобы прогулки были не только приятными, но и полезными для развития малыша, подготовьтесь к ним заранее, освежив свои знания про весеннюю природу.

1. Весенняя прогулка «Первоцветы»

На прогулке в лесу или парке покажите ребенку цветение ветреницы, чистяка, медуницы. Расскажите об особенностях этих цветов.

Медуницу назвали так за обильный нектар. Его очень любят шмели и пчелы. На одном растении можно увидеть и розовые (молодые), и синие (старые) цветки.

Медуница

Ветреница была названа так потому, что время ее цветения совпадает со временем сильных ветров. У нее желтые блестящие цветки и резные листья, похожие на летнее растение лютик.

Ветреница

Чистяк имеет цветки желтого цвета в форме многогранных звездочек и зеленые округлые листья. На ночь цветок закрывает свои лепестки.

Чистяк

Объясните ребенку, что все эти цветы называют первоцветами, потому что они цветут самыми первыми, раньше других цветов. Не все из них мы можем увидеть в природе: они стали редкими из-за любителей весенних букетов. Объясните малышу, что сорванные цветки быстро вянут даже в вазе с водой, к тому же сорванный цветок не даст семена, а значит, не появится новое растение. Договоритесь с ребенком, что не будете рвать первые весенние цветы.

2. Весенняя прогулка «Деревья»

На следующей прогулке в лесу обратите внимание малыша на первую молодую травку и распускающиеся листья на деревьях.

Прочитайте отрывок из стихотворения А. Толстого о весне:

Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет.

Побеседуйте с ребенком о том, почему поэт написал: «Юный лес, в зеленый дым одетый…»; спросите малыша, какие растения можно встретить в этом лесу. Вспомните вместе с ним о весенних первоцветах, пусть он поищет их в лесу и назовет их особенности.

Далее загадайте загадку о дереве:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

Найдите вместе с ребенком и научите его распознавать березу, клен, рябину, липу, дуб и другие деревья по форме листьев, стволу, особенностям кроны. Обратите внимание на то, что у ели, сосны, лиственницы появляются молодые красноватые и желтоватые шишки с пыльцой.

Береза

Клен

Рябина

Липа

Дуб

Ель

3. Весенняя прогулка «Насекомые»

Несколько весенних прогулок с ребенком посвятите знакомству с особенностями жизни насекомых в это время года.

Обратите его внимание на появившихся насекомых – бабочек, шмелей, майских жуков, божьих коровок. Рассмотрите их строение, окраску, понаблюдайте за опылением цветков. Объясните, что насекомые отличаются тем, что у них три пары лапок с насечками.

Крапивница – яркая бабочка: крылышки красные с черными и желтыми пятнами, по бокам крыльев можно увидеть голубые треугольники. Крапивницей она называется потому, что ее гусеницы могут есть листья крапивы.

Крапивница

Лимонница имеет бледный желто-зеленый окрас (у самок) или ярко-желтый (у самцов). В случаях опасности она складывает крылышки, становясь похожей на листок дерева, падает на землю и замирает.

Лимонница

У шмелей черное мохнатое тело с желто-оранжевым кольцом. Они издают низкий звук-гудение благодаря быстрому сокращению грудных мышц для согрева себя и своего гнезда. Шмель облетает цветок за цветком в поисках нектара. На его лапках находятся специальные емкости для сбора пыльцы, которая, прилипая, переносится на соседние цветки. Цветок опыляется, затем дает семена, из которых вырастают новые растения.

Шмель

Коричнево-черных майских жуков можно увидеть вечером на деревьях. У них большие жесткие крылья; при полете они, как и шмели, издают звук, похожий на гудение.

Майский жук

Божьи коровки чаще имеют ярко-красные блестящие крылья с черными точками. Названы они так потому, что при опасности выделяют желтоватую жидкость («молоко»). Божья коровка очень полезная, она уничтожает тлю — вредное насекомое, которое поедает листья деревьев.

Божья коровка

У воды можно увидеть веснянку – крупное насекомое с прозрачными крылышками с прожилками и длинными усиками.

Веснянка

4. Весенняя прогулка «Земноводные и птицы»

У водоемов понаблюдайте также за жабами и лягушками. Расскажите об интересных особенностях земноводных – они могут жить и в воде, и на суше. Они умеют и прыгать, и плавать. Высоким прыжкам помогают длинные задние лапы; плаванию – перепонки на лапах. Весной они приобретают яркий окрас, издают громкие звуки, мечут в воду икру. Из икринок потом появляются лягушата.

Лягушка

В лесу, парке или сквере полюбуйтесь на прилетевших птиц – скворцов, зарянок, зябликов и др., послушайте их пение. Птицы очень осторожны, поэтому их внешний вид легче рассмотреть на картинках, когда вы вернетесь домой. Опишите их внешний вид, повадки, акцентируйте внимание на сооружении гнезд, откладывании и высиживании яиц (подберите иллюстрации с изображением различных птичьих гнезд и яиц; вспомните рассказы и сказки В. Бианки, Н. Сладкова, Г. Скребицкого). Расскажите о пользе птиц.

Скворец

Зарянка

Зяблик

5. Весенняя прогулка «Плодовые деревья и кустарники»

Еще одну весеннюю прогулку посвятите наблюдениям в природе за цветущими плодовыми деревьями и кустарниками: вишней, яблоней, сливой, грушей, черемухой, калиной. Полюбуйтесь с малышом красотой деревьев, вдохните их аромат. Обратите внимание на то, что цветут они по-разному: черемуха – кистями, вишня – пучками, калина – зонтиками или шаром и т.п.

Цветущая вишня

Цветущая яблоня

Цветущая слива

Цветущая груша

Цветущая черемуха

Цветущая калина

Почитайте ребенку стихи:

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе…
С. Есенин

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят…
Н. Некрасов

Спросите малыша, что появится на месте цветков летом (плоды).

Попросите его вспомнить, как выглядят плоды яблони, груши, сливы.

Не менее красиво весной цветут сирень и шиповник.

Цветущая сирень

Цветущий шиповник

Когда появится возможность, понаблюдайте с ребенком весеннюю грозу.

Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза»:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит…
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам…

Расскажите ребенку, что гроза – это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. Грома бояться не нужно – это только звук. А молния и град приносят людям немало бед.

Объясните малышу правила поведения во время грозы.

Поздняя весна – «весна зелени» – наступает в мае, когда распускается береза. Дни становятся все жарче и длиннее, ночи – теплее и короче, поэтому ваши весенние прогулки с ребенком станут более длительные, интересные, насыщенные и запоминающиеся.

Поделиться с друзьями:

Подписаться на обновления: