Бабушкины сказки

Сказки пришли к нам из далекого прошлого. Еще наши прапрабабушки рассказывали их своим внукам, окрашивая детство яркими красками и перенося в волшебные миры грез и фантазий. А нужны ли бабушкины сказки сегодня? Не проще ли включить мультфильм или дать забавную игрушку? Однозначно, нужны! И не только для того, чтобы уложить ребенка спать или просто развлечь интересной историей. Они способствуют формированию личности маленького человека, помогают постепенно познавать взрослый мир, раскрывают основные нравственные ценности и многое другое.

Для чего нужны бабушкины сказки

1. Развитие речи и памяти

Малыши с радостью слушают короткие сказки, с помощью которых учатся произносить звуки, повторяя за рассказчиком. Потешки, пестушки, стишки – все это в забавной веселой форме развивает речевой аппарат крохи. Постепенно звуки и их сочетания он складывает в слова, овладевая речью. Кроме того, с помощью сказок у ребенка развивается память, недаром маленькие детки могут слушать одну и ту же историю бесконечное множество раз. Причем они замечают даже незначительное отклонение от знакомой версии, требуя исправить неточность.

2. Знакомство с реальным миром

С двух лет ребенку становится интересен сюжет предания, что дает возможность приобщать его к реальному миру, не читая лекций и нравоучений. Через волшебных героев малыш знакомится с взаимоотношениями людей, их поведением в различных ситуациях. При этом все происходит в форме игры, на понятном легком языке, что позволяет важной информации усваиваться незаметно и без усилий. Ребенок, помимо того что узнает окружающую действительность, начинает придумывать, как бы он сам повел себя в аналогичной ситуации. А это – первая ступенька в умении самостоятельно принимать решения, что в будущем поможет справляться с трудностями и брать на себя ответственность.

3. Развитие фантазии

В отличие от зрительного образа в мультфильмах, сказки дают возможность фантазировать, мысленно следуя за персонажами. Это очень важно для формирования воображения, что в дальнейшем помогает познавать искусство и реализовывать свои творческие способности.

4. Знакомство с нравственными ценностями

В сказках всегда есть скрытый смысл, с помощью которого малыш знакомится с основными нравственными ценностями. Все герои делятся на хороших и плохих, причем добрые персонажи вызывают симпатию, что прививает маленькому слушателю доброту. Злые и завистливые действующие лица получают по заслугам, что закладывает в подсознание отказ от плохих поступков. Ребенок узнает, что маленьких и слабых надо защищать, а при любых обстоятельствах важно оставаться честным, верным и искренним. Он усваивает понятия правдивости, надежности, терпимости и сотрудничества.

5. Развитие эмпатии

Благодаря сказкам у маленького ребенка развивается эмпатия – способность сопереживать другим людям. Более того, именно с помощью них малыш постигает сферу эмоций и чувств, без чего в жизни невозможно добиться счастья. Слушая предания, он может ощутить обиду за любимого героя, злость из-за нечестного поступка, досаду или подозрение. Только в придуманном мире ребенку дана возможность познакомиться с негативными эмоциями, так как в любящей семье они ему не доступны, а для адаптации в обществе необходимы.

Какие бывают сказки

1. Короткие циклические сказки с простым сюжетом

Ребенку до двух лет рассказывают короткие бабушкины сказки, имеющие простой сюжет и циклически повторяющиеся действия. Повторения при этом возможны бесконечные (например, Про белого бычка) или конечные (Репка). Героями в них чаще всего бывают животные, ожившие предметы, волшебные существа. При этом важно, чтобы рассказ сопровождался яркими картинками, мимикой, изображением действующих персонажей.

2. Волшебные сказки со сложным сюжетом

В более старшем возрасте детям становятся интересны волшебные сказки. Они должны иметь захватывающий сюжет, разнообразных героев, обладающих магическими способностями и живущих в фантастических местах. В них присутствует сложная композиция, включающая все элементы повествования от экспозициии до развязки. Основная идея волшебного рассказа: главный герой с помощью добрых существ ищет потерянное, преодолевая препятствия и противодействуя козням злодеев. Также в таких сказках существует четкое распределение ролей между персонажами: главный герой с помощником; злодей, мешающий победить добру; даритель магических предметов; ложный герой; существо, отправляющее главное действующее лицо в путь.

3. Сказки с животными

Существуют сказки про диких и домашних животных, которым присущи человеческие черты: речь, эмоции, поступки, взаимоотношения. Рыбы, птицы и звери общаются на человеческом языке, ссорятся, мирятся, помогают в трудных ситуациях. Также персонажами могут быть растения, предметы, неживая природа, например, ветер. Человек в них чаще всего играет второстепенную роль или занимает равноценное положение.

4. Бытовые сказки

Разнообразные бытовые сказки имеют сюжет, связанный с обыденностью. В них глубже раскрываются основные понятия взаимоотношений, нагляднее показываются противоречия между ценными качествами личности (порядочность, честность, щедрость) и вызывающими неприязнь (зависть, корысть, злоба). Такие повествования подходят детям постарше, которые готовы воспринять заложенную идею. Их можно придумывать, чтобы рассказывать о каких-либо правилах поведения, например, о недопустимости общения с незнакомцем. Или чтобы донести до ребенка о том, как надо поступать в вероятных ситуациях.

Поделиться с друзьями:

Подписаться на обновления: