Наноиндустрия – это новая «наука о малом», постепенно приобретающая популярность. Нанотехнология – это наука создания материалов, размеры которых не превышают 100 нанометров на молекулярном уровне. Нанометр — это сверхмалая единица измерения, составляющая одну миллиардную метра (или одну миллионную миллиметра). То есть в 800 раз меньше толщины человеческого волоса.
Нанотехнология использует в качестве источника вдохновения природу, которая уже изобрела (на клеточном уровне) наиболее сложные функциональные материалы и механизмы. Наноиндустрия развивается на стыке таких областей, как биология, химия, физика, приборостроение, компьютерная техника и медицина. Развитие областей знания, связанных с нанотехнологиями, привело к созданию многих специализаций в уже сложившихся научных дисциплинах.
Уже существует множество разнообразных сверхмалых материалов, которые можно использовать в различных производствах и которые обладают суперсвойствами. Например, некоторые тверже алмаза и в сто раз превосходят по твердости сталь, обладают большей гладкостью, чем тефлоновые покрытия, сверхлегкостью и сверхэластичностью и даже больше, чем у меди, тепло- и электропроводностью.
Несмотря на то, что мы очень мало знаем о производстве на атомном уровне и его возможных последствиях, на потребительском рынке появляется все больше и больше нанопродуктов. Следует заметить, что многие продукты, относящиеся якобы к области «наноиндустрии» (например, косметика), на самом деле нанопродуктами не являются.
Примеры продуктов с улучшенной молекулярной структурой
Солнцезащитные кремы
Один из первых потребительских товаров, производимых с использованием нанотехнологий. Наночастицы, использующиеся при изготовлении крема, делают его более прозрачным.
Немнущаяся, грязеотталкивающая одежда
Технология основана на добавлении молекулярных структур к хлопковым волокнам. Обработанные ткани не мнутся, а пролитая на них жидкость не впитывается, а распадается на капли.
Крема для кожи
Патентованные глубоко проникающие нанокремы, содержащие витамин А (Revitalit), в отличие от традиционных кремов, лишь покрывающих кожу снаружи, проникают в глубь кожных тканей.
OLED-дисплеи, цифровые фотоаппараты
Устройства, основанные на технологии OLED (органические люминисцентные диоды), потребляют меньше энергии, дают лучшую картинку изображения в условиях повышенной освещенности и позволяют в отличие от LCD технологии (жидкокристаллические дисплеи) смотреть на монитор под разными углами.
Солнцезащитные очки для повседневного использования
Нанотехнологии позволяют производить защитные и антиотражающие полимерные оболочки, использующиеся в качестве покрытия для линз. На очки наносится полимерный слой, для того, чтобы защитить их от грязи и пыли и обеспечить сопротивление солнцезащитному свету и механическим повреждениям.
Теннисные мячи и ракетки
Жесткость теннисных ракеток, изготовленных из графита и усиленных нанотрубками, повышаются по сравнению с обычными графитовыми ракетками в пять раз, что, естественно, позволяет существенно увеличить их игровые качества. Мячи, покрытые нанокомпозитом, служат на несколько недель дольше, чем обычные, при этом их упругость и вес остаются прежними.
Сейчас на бирже ММВБ создана площадка, на которой представлены инновационные компании
В рамках нового сектора будут функционировать три основных сегменты, рассчитанные на компании с различной степенью зрелости и капитализацией и разные группы инвесторов.
1. Сектор ИРК, успешно работающий на Фондовой бирже ММВБ с 2007 года и позволяющий быстрорастущим компаниям инновационного сектора проводить IPO и вторичные торги во всех основных режимах ММВБ.
2. Площадка частных размещений. В отличие от Сектора ИРК, основной упор будет сделан не на IPO и создании ликвидного вторичного рынка компаний, а на возможности частных размещений, с использованием преимуществ биржевых технологий и листинга. Вторичное обращение будет осуществляться среди квалифицированных инвесторов в рамках торговых технологий, ориентированных на торговлю крупными пакетами.
3. Сектор размещения и торговли для непубличных компаний (информационный board), позволяющий привлекать финансирование для молодых и растущих компаний, которые пока не готовы к размещению на полноценном публичном рынке.