Детская сексуальность

Сегодня многие родители, отметив у своего ребенка интерес или способности к чему-либо, стараются развить их изо всех сил: записывают детей в секции, покупают красочные книги, дорогие игрушки. И совсем другую реакцию – смущение, стыд и даже страх – мы видим, если родители замечают детскую сексуальность, когда ребенок проявляет интерес к своему телу или теме секса.

«Любовь», «ревность», «флирт» – эти слова ассоциируются у нас скорее со взрослой жизнью, а отнюдь не с буднями детей дошкольного возраста. Но мамам и папам следует знать, что сексуальность развивается у человека постепенно, а не по взмаху разрешительного флажка после наступления совершеннолетия.

Развитие детской сексуальности

Сексуальность развивается буквально с первых дней жизни. Чтобы правильно реагировать на проявления, вопросы и просьбы своего ребенка, следует это иметь в виду.

Зигмунд Фрейд создал теорию психосексуального развития человека, в которой поэтапно показал, как развивается детская сексуальность. Мало того, оказывается, каждая стадия этого развития отвечает за формирование определенных черт характера. Каких именно, зависит от успешного или не очень прохождения разных стадий.

Успех прохождения каждого этапа зависит от того, как ведут себя родители по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо проблемы, может произойти «застревание», другими словами, фиксация на одной из стадий, что может повлечь формирование психологических проблем в будущем.

Имея представление о том, как происходит психосексуальное развитие ребенка, вы можете избежать многих часто встречаемых ошибок при воспитании, тем самым оградив его от проблем (хотя бы от их части) в будущем.

Стадии детской сексуальности по Фрейду

1. Оральная стадия (0-1 год)

В течение этого периода либидо ребенка связано прежде всего с процессом сосания. Акт сосания доставляет ребенку удовольствие, и его сексуальные чувства направлены на мать. Если процесс сосания по каким-либо причинам ограничивается, тогда ребенок может начать сосать палец (пальцы).

Успешное прохождение стадии. Длительное и обильное грудное вскармливание способствует развитию таких черт у ребенка, как щедрость и оптимизм.

Неуспешное прохождение стадии. Если ребенок был рано отлучен от груди или не наедался, потому что у матери было жидкое молоко, то в таком случае могут сформироваться такие черты, как жадность, скупость, неуверенность в собственных силах. Недокормленные дети во взрослом возрасте легче других могут пристраститься к алкоголю, постоянному жеванию чего-нибудь, курению.

2. Анальная стадия (1–3 года)

В этот период внимание и либидо ребенка смещаются на процессы дефекации. Дети начинают получать удовольствие от задержки и опорожнения прямой кишки и мочевого пузыря. Интересуются собственными фекалиями. Как правило, именно в этом возрасте родители начинают высаживать ребенка на горшок, пытаются привить ему правила гигиены.

Успешное прохождение стадии. Формируются такие черты характера, как бережливость, аккуратность, организованность.

Неуспешное прохождение стадии. Если родители показывают свою брезгливость, отвращение к детским фекалиям, то тем самым они подавляют в нем творческие позывы. Если слишком настойчиво приучают ребенка к горшку, это может привести к развитию упрямства, страху испачкаться.

3. Фаллическая стадия (3–6 лет)

Время, когда ребенок начинает интересоваться своими половыми органами, изучать их, играть с ними, сравнивать с органами других людей (искать сходства и различия). Именно в этом возрасте дети начинают спрашивать «откуда берутся дети». Подобные вопросы и интерес абсолютно нормальны и закономерны и говорят о том, что ваш ребенок растет и развивается, а ни в коем случае не свидетельствует о его испорченности.

Успешное прохождение стадии. Спрашивая и наблюдая, дети благодаря родителям постепенно усваивают, как должны вести себя девочки, а как мальчики (узнают, что они по-разному одеваются, по-разному ходят в туалет, с разными игрушками играют). Также постепенно начинают понимать свою принадлежность к тому или иному полу.

Неуспешное прохождение стадии. Ни в коем случае нельзя ребенка ругать, стыдить или бить за «неприличные» действия или вопросы. Такие действия не только создадут ребенку проблемы при прохождении стадии, но и обязательно аукнутся во взрослой жизни. Ребенок может решить, что секс – это грязно, а такой взгляд на интимную сторону жизни повлечет за собой различные сексуальные расстройства.

4. Латентная стадия (6–12 лет)

Ребенок отвлекается от сексуальности, на первое место выходит учеба, занятия после школы, дружеские отношения. В это время, как правило, девочки дружат с девочками, а мальчики с мальчиками.

5. Генитальная стадия (12–18 лет)

На этом этапе происходит становление взрослой сексуальности. Объединяются все эрогенные зоны и сексуальные стремления.

Успешное прохождение стадии. Возможно только в том случае, если подросток откажется от детской (инфантильной) модели поведения и займет активную позицию. Будет общаться со сверстниками, откроет (начнет развивать в себе) решительность, настойчивость, будет сам решать возникающие проблемы.

Неуспешное прохождение стадии. Замкнутость, отстраненность на этом этапе могут привести к тому, что для подростка перестанут существовать внешние объекты удовольствия, он начнет рассматривать себя как объект своих сексуальных стремлений (это всего лишь один из примеров).

Что делать родителям

Нужно отнестись к проснувшемуся интересу с пониманием, обязательно ответить на вопрос, заданный вам ребенком. Информация должна быть доступна (дана с учетом возраста ребенка) и дозирована (не нужно рассказывать ребенку ВСЕ, отвечайте только на заданный вопрос). Например, если малыш 3–5 лет спросил вас, откуда берутся дети, можно ответить «из животика». В этом возрасте этой информации будет достаточно.

Разговор на тему секса или ответ на вопрос ребенка не должен отличаться от других ваших разговоров. Не нужно вести беседу изменившимся голосом или подкреплять ее необычными эмоциями (например, нервно хихикать, показывать, что вам стыдно, и так далее).

Важно, чтобы родители не скрывали от детей свои чувства друг к другу (любовь, привязанность). Не нужно жертвовать супружескими отношениями ради спокойствия детей (например, когда родители стараются не обниматься и не целоваться на глазах у ребенка, разрешают ему спать между ними).

Родители должны мягко, но решительно пресечь попытки ребенка встать между ними. Показать, что они любят друг друга, что они пара и ребенок не сможет отбить папу у мамы или наоборот.

Это важно сделать, потому что ребенок не только ревнует (и хочет «жениться» на родителе противоположного пола), но он еще и очень боится потерять любовь второго родителя (одинакового с ним пола), боится его разозлить, боится наказания, которое может за этим последовать.

Так что ради спокойствия ребенка и успешного прохождения им фаллической (ее еще называют Эдиповой) стадии родители должны не позволять ребенку вмешиваться в свои отношения, закрывать дверь в спальню. Ребенок поймет, что он не сможет украсть родителей друг у друга, и успокоится (наступит облегчение, потому что нет ничего хуже для ребенка, чем развалившаяся семья, только вместе с папой и мамой он чувствует себя спокойно).

Плюс ребенок получит стимул для развития. Мальчик, поняв, что нельзя «жениться» на собственной маме, захочет постараться вести себя так, чтобы мама восхищалась и гордилась им, будет брать пример с папы. А девочка будет находить свои сходства с мамой, развивать свою женственность для того, чтобы привлечь внимание папы.

Поделиться с друзьями:

Подписаться на обновления: